10.3.1.1. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы, совершаемые путем насилия

| Правовой портал "Правопорядок" | 10.3.1.1. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы, совершаемые путем насилия |
10.3.1.1. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы, совершаемые путем насилия

Изнасилование(ст. 131 УК РФ)
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является половая свобода женщины, а при изнасиловании несовершеннолетней и малолетней девочки, не достигшей 14 летнего возраста, их половая неприкосновенность. Факультативным (дополнительным объектом) является телесная неприкосновенность или здоровье потерпевшей. Особенность изнасилования заключается в том, что потерпевшей от преступления может быть только лицо женского пола, независимо от ее провоцирующего поведения (например, проститутка, родственница, жена).
Объективная сторона изнасилования состоит из двух элементов: 1) половое сношение;
2) применение насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или другим лицам либо с использованием её беспомощного состояния.
Отсутствие одного из этих элементов объективной стороны означает отсутствие состава изнасилования.
Следует отметить, что изнасилование выражается в насильственном совершении естественного полового акта между мужчиной и женщиной. Все иные «насильственные половые акты» являются насильственными действиями сексуального характера, которые предусмотрены ст. 132 УК РФ и расцениваться как изнасилование, предусмотренное ст.131 УК РФ, не могут.

Под физическим насилием понимается нанесение побоев, причинение боли, вреда здоровью. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 15 июня 2004 г. №11 « О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 132 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что изнасилование или покушение на изнасилование, сопровождавшееся умышленным причинением потерпевшей легкой или средней тяжести вреда здоровью, должно квалифицироваться по ст.131 УК РФ. Если здоровью потерпевшей или других лиц умышленно причинен тяжкий вред (ст. 111 УК РФ), то содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст.131 и 111 УК РФ.
В ст.131 УК РФ необходимо различать угрозу насилием как средство преодоления сопротивления потерпевшей (ч. 1) и угрозу убийством или причинением вреда здоровью как обстоятельство, отягчающее изнасилование (ч. 2). В первом случае угроза это реализация психического насилия над потерпевшей.
Под беспомощным понимается такое состояние потерпевшей, которая в силу своего физического или психического состояния (например, инвалидность, малолетний возраст, потеря сознания и т. п.) не способна была понимать характера совершаемых с нею действий и, следовательно не могла оказать сопротивление насильнику.
При оценке обстоятельств изнасилования потерпевшей, находившейся в состоянии опьянения необходимо обратиться к выше указанному Пленуму Верховного Суда РФ, который в своем постановлении (п.3) указал, что состояние опьянения может признаваться беспомощным состоянием потерпевшей лишь при наличии такой степени опьянения, которая фактически лишала ее возможности оказывать сопротивление виновному. При этом не имеет принципиального значения, сам ли виновный привел женщину в такое состояние (напоил спиртными напитками, дал наркотики, снотворное и т. п.) или воспользовался тем, что беспомощное состояние возникло помимо него.
Оконченным изнасилование является с момента начала полового акта, независимо от характера его продолжения и последствий (формальный состав).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в вышеназванном постановлении, изнасилование одной и той же потерпевшей несколько раз в течение непродолжительного времени, при наличии единого умысла виновного на это, должно рассматриваться как единое продолжаемое преступление, т. е. совокупность преступлений в этом случае отсутствует. Если же насильственные половые акты совершаются в отношении двух потерпевших практически одновременно либо последовательно с небольшим разрывом во времени, то они образуют совокупность нескольких преступлений.
Насильственные действия лица должны рассматриваться как покушение на изнасилование, если установлено, что они предшествовали половому акту, который виновный по не зависящим от него причинам не мог начать, хотя и преодолевал сопротивление потерпевшей. Здесь необходимо отметить, что исходя из судебной практики эту ситуацию необходимо отличать от добровольного отказа от преступления, когда виновный объективно мог завершить начатое преступление и осознавал это. Следовательно, вынужденный отказ от изнасилования (например, при отсутствии возможности совершить половой акт по физиологическим причинам; при возникшей опасности его задержания; каких либо обманных действий потерпевшей), не может считаться добровольным При разрешении дел о покушении на изнасилование с применением физического или психического насилия следует устанавливать, действовал ли подсудимый с целью совершения полового акта и являлось ли примененное им насилие средством к достижению цели. Только при наличии этих обстоятельств действия виновного могут рассматриваться как покушение на изнасилование.
Субъект изнасилования только лицо мужского пола, достигшее 14 летнего возраста. Женщина подлежит ответственности по п. «б» ч.2 ст. 131 УК РФ, если она принимала участие в изнасиловании в качестве организатора, подстрекательницы или пособницы.
С субъективной стороны изнасилование совершается с прямым умыслом. В соответствии с ч. 2 ст. 131 УК РФ квалифицированным считается изнасилование:
1) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
2) соединенное с угрозой убийства или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или другим лицам;
3) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием;
4) заведомо несовершеннолетней.
1. Изнасилование группой лиц по предварительному сговору и организованной группой (п. «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ).
Следует отметить, что квалификация изнасилования как совершенного группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой может иметь место в том случае, когда лица, принимавшие в нем участие, действовали в отношении потерпевшей согласованно. При этом, исходя из разъяснения данного в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004г. № 11 « О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» как групповое изнасилование должны квалифицироваться действия не только лиц, совершавших насильственный половой акт, но и тех кто содействовал им в этом путем применения физического или психического насилия к потерпевшей. Следовательно все эти лица являются соисполнителями группового изнасилования и подлежат уголовной ответственности по п.»б» ч.2 ст.131 УК РФ. Однако действия участника группового изнасилования не подлежат квалификации по п. «б» ч. 2 ст.131 УК РФ, если другие участники, совершившие вместе с ним это преступление, не привлечены к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста уголовной ответственности или невменяемостью. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 14 февраля 2004 г. № 7 « О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» разъяснил судам, что в подобных случаях соучастие в преступлении отсутствует. Следовательно, единственному подлежащему ответственности участнику такого изнасилования этот квалифицирующий признак не может быть вменен.
2. Изнасилование, соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или другим лицам (п. «в» ч. 2 ст. 131 УК). Такая угроза при изнасиловании оказывает наиболее сильное воздействие на волю потерпевшей к сопротивлению, тем самым облегчая совершение этого преступления.
Особая жестокость при изнасиловании является оценочным признаком и может выражаться в глумлении над потерпевшей, истязаниях, причинение физической боли и т.п. Особая жестокость может выражаться в причинении женщине особых психических страданий (например, совершение изнасилования в присутствии мужа или других близких потерпевшей людей).
3. Изнасилование, повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием (п. «г» ч.2 ст. 131 УК РФ).
Для определения этого квалифицирующего признака необходимо проведение судебномедицинской экспертизы. Обязательным условием для применения этого признака является причинная связь между фактом изнасилования и возникновением венерического заболевания у потерпевшей, а также знание виновного о наличии у него венерического заболевания.
4. Изнасилование заведомо несовершеннолетней (п. «д» ч.2 ст. 131 УК РФ) признается в том случае, когда виновный был осведомлен об этом. При добросовестном заблуждении виновного лица относительно фактического возраста потерпевшей (например, на основании ее слов) квалификация по п.»д» ч.2 ст.131 УК РФ исключается:
В ч. 3 ст. 131 УК РФ предусматривается ответственность за особо квалифицированный состав изнасилования:
а) повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей;
б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧинфекцией или иные тяжкие последствия;
в) потерпевшей, заведомо не достигшей 14летнего возраста.
Смерть потерпевшей или тяжкий вред ее здоровью по неосторожности могут быть причинены в процессе изнасилования или могут быть вызваны иными действиями (бездействием) виновного. В этих случаях необходимо установить причинную связь между изнасилованием и наступившими последствиями. При отсутствии такой причинной связи изнасилование квалифицируется без учета указанного признака ч. 2 ст. 131 УК РФ, а причинение смерти по неосторожности подлежит квалификации по ч. 1 ст. 109 УК РФ. Под причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей следует понимать причинение ей вреда, который имеется в виду в ч. 1 ст. 111 или ч. 2 ст. 112 УК РФ. Однако эти статьи не применяются, так как преступление полностью охватывается п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ. В тех же случаях, когда причинная связь между изнасилованием и причиненным вредом не установлена, преступления квалифицируются самостоятельно, каждое в зависимости от признаков, которые их характеризуют.
Из п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ следует, что заражение ВИЧинфекцией при изнасиловании дополнительной квалификации по ст. 121 УК РФ не требует.
К иным тяжким последствиям изнасилования судебная практика относит, например, самоубийство потерпевшей, психическое расстройство, потерю способности к нормальному деторождению, утрату возможности половой жизни.
Умышленное причинение в процессе изнасилования или покушения на него тяжкого вреда здоровью потерпевшей, повлекшего ее смерть, требует дополнительной квалификации по ч. 4 ст.111 УК РФ.
Изнасилование, связанное с убийством, квалифицируется по совокупности совершенных преступлений по п. «б» ч. 3 ст. 131 и по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ. В случае наступления смерти потерпевшей не в процессе изнасилования, а вследствие оставления ее в опасности, применяется квалификация по совокупности этих преступлений по ч. 1 ст. 131 и ст. 125 УК РФ.
В тех случаях, когда совершено изнасилование и покушение на другое изнасилование или два изнасилования, предусмотренных различными частями или пунктами ст.131 УК, каждое преступление подлежит самостоятельной квалификации.
Насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ)
Объективная сторона преступления характеризуется действиями сексуального характера, к которым относится насильственное мужеложство и лесбиянство, а также любые насильственные действия мужчины по отношению к женщине, совершенные с целью удовлетворения половой потребности, но не в форме полового сношения (например, различные формы имитации полового акта, оральный и анальный секс и т.д.). По этой же статье квалифицируются и насильственные сексуальные действия женщины с мужчиной.
Субъектом преступления при насильственном мужеложстве может быть только лицо мужского пола, а при насильственном лесбиянстве только лицо женского пола, достигшее 14 лет. Лица другого пола, принимающие участие в насильственных действиях сексуального характера (женщины при мужеложстве, мужчины при лесбиянстве), несут ответственность как соучастники организаторы, подстрекатели, пособники. При совершении этого преступления в составе группы (при мужеложстве женщины, при лесбиянстве мужчины) лица, которые только принимали участие в совершении насильственных действий, но сами в сексуальный контакт не входили, должны нести ответственность наряду с другими лицами, непосредственно совершавшими насильственные действия сексуального характера, по п. «б» ч. 2 ст. 132 УК РФ.
С субъективной стороны насильственные действия сексуального характера совершаются умышленно (в форме прямого умысла).
Квалифицирующие признаки ч. 2 и ч. 3 ст. 132 УК РФ аналогичны квалифицирующим признакам ч. 2 и ч. 3 ст. 131 УК РФ.
Понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК)
Объектом преступления является половая свобода личности.
Объективная сторона данного преступления характеризуется понуждением лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера. При этом законодатель указывает исчерпывающий перечень понуждающих способов, какими являются: 1) шантаж; 2) угроза уничтожением, повреждением или изъятия имущества; 3) изъятия имущества либо использование материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей). Из этого следует, что иные способы понуждения к половому сношению или действия сексуального характера (например, одно лицо соблазняет к подобным действиям другое лицо, оказывая волевое воздействие на него без элементов насильственного характера) преступлением не является.
К шантажу можно отнести угрозу сообщить какиелибо порочащие потерпевшего или его близких сведения.
Угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества должна быть достаточно значимой и восприниматься потерпевшим как реальная (например, поджечь дачу, изъять какиелибо предметы, представляющие определенную ценность для потерпевшего, и т.п.).
Материальная зависимость может быть в случаях, когда потерпевший (потерпевшая) находится на иждивении виновного.
Иная зависимость может включать в себя отношения служебного и профессионального характера, не связанные с материальной зависимостью. Например, понуждение к действиям сексуального характера со стороны начальника по отношению к подчиненному.
Преступление считается оконченным с момента понуждения, независимо от того, удалось ли виновному достичь своей цели, т.е. по конструкции является с формальным составом. Однако, если виновный путем понуждения совершил половое сношение с лицом, не достигшем 16летнего возраста, ответственность наступает по совокупности преступлений, т.е. по ст. 133 и 134 УК РФ.
Субъектом преступления может являться лицо как мужского, так и женского пола, достигшее 16летнего возраста. В качестве потерпевшего могут быть лица как мужского, так и женского пола.
Субъективная сторона прямой умысел.