9.1. Понятие и значение Особенной части уголовного права

| Правовой портал "Правопорядок" | 9.1. Понятие и значение Особенной части уголовного права |
9.1. Понятие и значение Особенной части уголовного права

Как отмечалось, уголовное право является целостной и фундаментальной отраслью Российского права, включающего в себя Общую и Особенную части, тесно связанные между собой. В Общей части нами были рассмотрены понятия уголовного права, относящиеся к уголовному закону, преступлению и наказанию. Нормы же Особенной части применяются в соответствии с правилами и принципами, которые установлены статьями Общей части УК РФ. Квалифицируя то или иное преступление, в обязательном порядке следует учитывать нормы Общей части, относящиеся, например, к установлению возраста лица, совершившего преступление (ст. 20 УК РФ), его вменяемости (ст. 21 УК РФ), приготовлению и покушению на преступление (ст. 30 УК РФ), соучастию в преступлении (ст. 32, 33 УК РФ) и т.д. Это еще раз подтверждает органическую связь Общей и Особенной части российского уголовного права, их единство, а также стройную систему уголовно правовых норм. Поэтому можно констатировать, что Общая и Особенная части уголовного права не могут существовать вне связи между собой; в противном случае это не позволит правоохранительным органам выполнять стоящие задачи по борьбе с преступностью. Однако в отличие от Общей части уголовного права, Особенная часть включает в себя нормы, содержащие признаки конкретных преступлений по их родам и видам, а также устанавливающие наказание за их совершение. В тоже время следует отметить, что содержание норм Особенной части уголовного права не ограничивается только формулированием уголовноправовых запретов и санкций за их нарушение. Предмет уголовно правового регулирования названных норм шире, поскольку целый ряд норм Особенной части предусматривают условия освобождения лица от уголовной ответственности в том случае, когда лицо после совершения преступления проявляло в последующем позитивное поведение. Здесь речь идет о том, что закон в целях предотвращения более тяжких последствий предоставляет лицу, совершившему преступление, избежать уголовной ответственности, если будут выполнены условия, предписанные в специальных примечаниях к определенным статьям Особенной части УК. Например, в примечании к ст. 126

УК РФ (похищение человека) говорится, что лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Аналогичные примечания имеют ст. 205 УК РФ (террористический акт), 2051 УК РФ (содействие террористической деятельности), 206 УК РФ (захват заложника), ст. 208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) и др. Однако здесь законодатель в каждом случае освобождения от уголовной ответственности подчеркивает, что в действиях такого лица не должно содержатся иного состава преступления. Так, если при похищении человека или захвате заложника потерпевшим будет причинен, например, тяжкий вред здоровью, то при их добровольном освобождении похитившие или захватившие их лица освобождаются от уголовной ответственности, предусмотренной соответственно ст. 126 и 206 УК РФ, но не освобождаются от нее за причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).
Подтверждая единство норм Общей и Особенной части уголовного права следует отметить, что они исходят из одних и тех же принципов, присущих для всего российского уголовного права, которыми являются принципы законности (ст. 3 УК РФ), принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ), принцип вины (ст. 5 УК РФ), принцип справедливости (ст. 6 УК РФ), принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ). А в ст. 8 УК РФ устанавливается, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. В связи с этим нормы Особенной части играют особую роль в практическом решении вопроса об основаниях уголовной ответственности лица совершившего общественно опасное деяние. Так, диспозиции статей Особенной части УК РФ конкретизирующие общее понятие преступления, данное в ст. 14 УК РФ и определяющие содержание разновидностей уголовно правовых запретов (например, грабежа, мошенничества, разбоя), имеют важное значение как для установления всех признаков состава конкретного преступления, так и для его квалификации. Так, во многих диспозициях Особенной части имеются указания на признаки объекта и объективной стороны преступления, а также субъекта и субъективной стороны преступления. Например, в диспозиции ст. 158 и 161 УК РФ указывается способ совершения преступления, который является признаком объективной стороны преступления (при краже тайный способ, при грабеже открытый); в диспозиции ч. 1 ст. 111 УК РФ законодатель прямо указывает форму вины, т.е. умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (субъективная сторона преступления); в диспозиции ч. 1 ст. 285 УК РФ обозначен специальный субъект преступления (использование должностным лицом своих служебных полномочий) и т.п.
Определенную связь нормы Особенной части уголовного права имеют с нормами других отраслей российского права. Так, при квалификации преступлений, предусмотренных статьями, имеющими бланкетные диспозиции (например, ст. 143, 215, 217, 219 и др.), необходимо знать не только уголовное право, но и нормативные материалы других отраслей (например, для привлечения лица к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 219 УК РФ, необходимо обратится к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 69 «О пожарной безопасности», другим ведомственным и региональным актам о пожарной безопасности).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что нормы Особенной части (вместе с нормами Общей части) стоят на защите интересов личности, общества и государства от преступных посягательств, а также обеспечивают гарантирующую функцию уголовного закона в части соблюдения прав и законных интересов граждан при осуществлении правосудия по уголовным делам. Более точное и ёмкое определение Особенной части уголовного права дано профессором Ю.И. Ляпуновым, который характеризует Особенную часть российского уголовного права как совокупность уголовно правовых норм, устанавливающих исчерпывающий и строго систематизированный перечень и юридические признаки общественно опасных деяний, признанных законом преступлениями, а также виды и размеры наказаний, применяемых за их совершение .
Исходя из этой формулировки следует отметить, что одной из важнейших и завершающих стадий правоприменения регламентированных нормами Особенной части УК является квалификация преступлений, которая представляет собой установление точного соответствия признаков общественно опасного деяния, совершенного в объективной действительности, с описанием признаков этого деяния в соответствующей статье или статьях Уголовного кодекса.
Квалификация преступления проходит два этапа: первый это применение норм уголовного права, второй назначение конкретного вида наказания.
Квалификация преступления отражается в соответствующих процессуальных документах: в постановлении о возбуждении уголовного дела, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, в обвинительном заключении, обвинительном акте, в обвинительном приговоре. Квалификация преступления осуществляется по признакам, характеризующим элементы состава преступления, который выступает в качестве ее юридической основы.
Правильная квалификация преступления является одной из гарантий осуществления правосудия в соответствии с законом, т.е. от неё зависит судьба человека. Неправильная квалификация нарушает принцип справедливости в уголовном праве.
Правильная квалификация имеет важное значение при решении вопросов разграничения смежных преступлений, например, кражи от грабежа (по способу хищения единственному разграничительному признаку этих преступлений). Правильная квалификация является необходимой предпосылкой индивидуализации уголовной ответственности и назначения наказания.