1.1. Понятие и предмет уголовного права

| Правовой портал "Правопорядок" | 1.1. Понятие и предмет уголовного права |
1.1. Понятие и предмет уголовного права

Уголовное право является одной из отраслей российского права, которое представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества.
Как и все отрасли права, уголовное право имеет свой, присущий только ему предмет, который необходимо точно установить, а именно: те общественные отношения, которые оно призвано регулировать. Именно по предмету, а также методу правового регулирования уголовное право и отличается от других отраслей права.
Следует отметить, что уголовное право непосредственно не регулирует общественные отношения, в процессе которых создаются какиелибо потребности общества. Его назначение выражается в охране этих общественных отношений от причинения им существенного вреда, что способствует укреплению и развитию этих отношений. Только в охране общественных отношений от преступных посягательств заключается основное содержание российского уголовного права.
В связи с этим общественные отношения приобретают в результате их юридического регулирования вид уголовных правоотношений. Их субъектом является, с одной стороны, гражданин, а с другой стороны государство. «Государство в уголовном правоотношении выступает как носитель права применить наказание и носитель обязанности ограничить применение наказания пределами, установленными в законе, а гражданин обязан подчиниться этой мере наказания и имеет право требовать, чтобы она не превышала установленного в законе предела и применялась судом лишь при установлении факта совершения общественно опасного деяния».

В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно уголовноправовых отношений. Некоторые авторы полагают (Н.Н. Полянский, С.Ф. Кечекьян, А.Л. Ривлин и др.), что уголовноправовые отношения существует между карательными органами государства и преступником. Другие авторы (М.С. Строгович, А.Л. Пионтковский) возражают против этой концепции и считают, что лицо, совершившее преступление, ставит себя в определенное отношение не к правоохранительным органам государства, а непосредственно к государству, которое всегда и везде выступает и действует через свои органы. Такая точка зрения более точна и поддерживается большинством ученых.
На этих же позициях стоит и наука российского уголовного права.
В учебниках по уголовному праву даются разнообразные характеристики предмету уголовноправового регулирования, однако более емкой и доступной для усвоения этого понятия читателем представляется формулировка профессора А.В. Наумова, который четко выделяет три основные разновидности уголовноправовых отношений, образующих в совокупности предмет уголовноправового регулирования (рис. 1).
Первым видом таких отношений являются охранительные уголовноправовые отношения, которые возникают в связи с совершением юридического факта, т.е. преступления. В этом случае объектам уголовноправовой охраны (они указаны в ч. 1 ст. 2 УК РФ) наносится определенный ущерб. Здесь сразу же начинаются отношения между лицом, совершившим преступное деяние, и государством в лице его правоохранительных органов. К примеру, совершена кража (ст. 158 УК РФ). Лицо (субъект), ее совершившее, обязано понести наказание, предусмотренное именно этой уголовноправовой нормой. С другой стороны, государство (субъект) с помощью правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов следствия и дознания) принуждает преступника к наказанию. Следовательно, предметом охранительных уголовноправовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания.
Вторым видом отношений, входящих в предмет уголовного права, являются общепредупредительные уголовноправовые отношения, которые удерживают лиц от совершения преступления путем установления уголовноправового запрета. В случае нарушения запрета применяется уголовноправовая норма, соответствующая общественно опасному деянию. Если сказать другими словами, установление уголовноправового запрета останавливает неустойчивую часть населения от совершения преступлений под угрозой наказаний, содержащихся в санкциях статей уголовного кодекса.
Третья разновидность общественных отношений, входящих в предмет уголовного права, регулируется уголовноправовыми нормами, которые наделяют граждан правом на причинение вреда при защите от опасных посягательств, исключающих преступность деяния (при необходимой обороне, крайней необходимости и других обстоятельствах). Это регулятивные уголовноправовые отношения, реализацию которых можно проследить на следующем примере.
На одной из улиц города Колтунов под угрозой применения пистолета пытался завладеть сумкой с ценными вещами приехавшего в этот город Болотова. Однако потерпевший при отражении нападения, применив один из приемов рукопашной борьбы, причинил Колтунову вред здоровью, относящийся к категории тяжких. В данном случае Болотов находился в состоянии необходимой обороны. Он вступил в правовые отношения с Колтуновым, который посягал на его интересы (имущество, а может, и жизнь) и тем самым нарушил уголовноправовой запрет, предусмотренный в уголовном кодексе (в данном случае таким запретом является ст. 162 УК РФ разбой). В свою очередь, Болотов здесь приобрел право на причинение вреда Колтунову. Понятно, что такое поведение Болотова признается правомерным только судом и прокурорскоследственными органами, в результате чего обороняющийся Болотов еще вступает в правовые отношения и с государством в лице суда, прокурорскоследственных органов, т.е. эти отношения регулируются законом.
Следует отметить, что рассмотренные выше общественные отношения, образующие в совокупности предмет уголовного права, являются первичными по отношению к методу их регулирования (т.е. совокупности правовых средств воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования). Суть метода (способа) регулирования этих общественных отношений заключается в применении уголовноправовых средств в борьбе с преступностью. Такими средствами являются уголовноправовые нормы, применение которых влечет за собой определенные последствия: уголовное наказание (глава 10 УК РФ), назначаемое виновному судом, и судимость (ст. 86 УК РФ), освобождение от уголовной ответственности и наказания (глава 11 УК РФ), применение принудительных мер воспитательного характера (ст. 90 УК РФ), применение принудительных мер медицинского характера (ст. 99 УК РФ) и др.
Охранительные уголовноправовые отношения регулируются специфическими уголовноправовыми методами, которые ставятся законом в рамки строжайшей правовой регламентации. Их применение зависит от множества факторов. Например, освобождение от уголовной ответственности и от наказания (главы 11 и 12 УК РФ) является специфическим методом регулирования охранительных уголовноправовых отношений и применяется лишь тогда, когда лицо, в силу определенных обстоятельств, указанных в законе, не нуждается в привлечении к уголовной ответственности, назначении и исполнении наказания. Это касается и регулятивных уголовноправовых отношений, которые также связаны со специфическим методом, т.е. наделения граждан правами на защиту от преступных посягательств (право на необходимую оборону, причинение вреда при задержании преступника и крайней необходимости).
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) включает Общую и Особенную части, которые неразрывно связаны между собой и в своем единстве представляют систему уголовноправовых норм. В Общей части определяются основные понятия уголовного права, относящиеся к уголовному закону, преступлению и наказанию, задачи, принципы, основания и пределы уголовной ответственности и применения наказания, порядок и условия освобождения от уголовной ответственности и от наказания.
В Особенной части уголовного права устанавливаются конкретные преступления по родам и видам, а также санкции за их совершение.
Органическая связь Общей и Особенной частей имеет большое практическое значение, особенно при квалификации преступлений. К примеру, невозможно определить вид конкретного преступления и установить его состав без обращения к Общей части, где раскрывается понятие преступления. Как правило, нормы Общей части не применяются самостоятельно, а лишь в сочетании с нормами Особенной части (например, нормы об умысле и неосторожности и т.д.).