§ 3. Посягательства на неприкосновенность Государственной границы

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Посягательства на неприкосновенность Государственной границы |
§ 3. Посягательства на неприкосновенность Государственной границы

Литература:

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г. // ВВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. N 16. Ст. 1861; 1996. N 50. Ст. 5610; 1997. N 29. Ст. 3507.

1. Общая характеристика

Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ.
Наличие границы — один из важнейших признаков государства, свидетельствующий о том, что оно обладает территорией и осуществляет над ней суверенитет, а неприкосновенность границы — одно из условий территориальной целостности и внешней безопасности страны. Кроме того, нарушение неприкосновенности границы часто связано с совершением других опасных преступлений, таких как шпионаж, терроризм, контрабанда оружия и наркотиков и т.д. Поэтому законодательство предусматривает уголовную ответственность за посягательства на неприкосновенность границы, которая выступает объектом этих преступлений.

Условиями нормального функционирования границы являются ее точное обозначение и соблюдение правил пересечения. Нарушения указанных условий и представляют объективную сторону соответствующих составов. Для уяснения их конкретных признаков необходимо обратиться к Закону РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации».

2. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322)

В ст. 27 Конституции РФ провозглашено право каждого свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Однако реализация этого права должна осуществляться с соблюдением порядка пересечения Государственной границы РФ, установленного Законом РФ от 1 апреля 1993 г. Ее можно пересекать в специально отведенных пунктах пропуска, где осуществляется пограничный контроль, включающий проверку документов на право въезда или выезда и досмотр транспортных средств, а при необходимости — и другие виды контроля (таможенный, санитарно-карантинный и т.д.).
Объективная сторона преступления заключается в незаконном, с нарушением установленных правил, пересечении охраняемой границы, т.е. въезде в Российскую Федерацию или выезде из нее любым способом (пешком, на транспортных средствах) вне пунктов пропуска либо в этих пунктах, но без действительных документов (паспорта, визы).
Преступление считается оконченным с момента пересечения линии государственной границы или проезда (прохода) через пропускной пункт. Неудавшаяся попытка преодолеть границу расценивается как покушение.
Квалифицирующими обстоятельствами по ч. 2 ст. 322 являются совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения.
Насилие или угроза применяются к лицам, охраняющим границу, либо иным лицам, которые могут воспрепятствовать ее незаконному преодолению. Следует отметить, что ст. 322 охватывает насилие в виде нанесения вреда здоровью средней тяжести или легкого, при причинении же тяжкого вреда требуется дополнительная квалификация по ст. 111.
С субъективной стороны преступление совершается только умышленно: лицо осознает, что незаконно пересекает границу, и желает это совершить. Мотивы могут быть разнообразными (стремление скрыться от уголовного преследования, переехать на жительство в другую страну, попутешествовать и др.). При неосторожной вине (когда нарушитель заблудился и т.д.) уголовная ответственность наступать не может.
Субъектом может быть любое лицо: гражданин РФ, иностранец, апатрид, достигший возраста уголовной ответственности и обладающий вменяемостью.

Не влечет уголовную ответственность пересечение границы для использования права политического убежища или в состоянии крайней необходимости.

КонсультантПлюс: примечание.
Указ Президента РФ от 26.07.1995 N 763 «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации» утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 21.07.1997 N 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».

В ст. 63 Конституции РФ предусмотрено предоставление права убежища в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Условия его предоставления регулируются Положением о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. Поэтому в примечании к ст. 322 указывается, что действие данной статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения границы иностранцев или лиц без гражданства для использования права политического убежища, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.
В ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. указывается, что не является нарушением вынужденное пересечение границы, осуществляемое в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, оказания срочной медицинской помощи и по другим вынужденным причинам. Все указанные обстоятельства можно свести к наличию условий крайней необходимости (ст. 39).
Незаконное пересечение границы нередко сочетается с контрабандой, особенно когда Государственная и таможенная границы РФ практически совпадают и через них одновременно перемещаются люди и товары. В таком случае содеянное квалифицируется по совокупности ст. 188 и 322. Совокупность преступлений имеется и тогда, когда незаконное пересечение границы связано с угоном судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211).
Деяние, описанное в ч. 1, — преступление небольшой тяжести, а в ч. 2 — преступление средней тяжести.

3. Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323)

Одно из условий неприкосновенности границы — ее точное обозначение. В соответствии со ст. 6 Закона о Государственной границе государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками, описание и порядок установки которых определяются международными договорами РФ и решениями Правительства РФ. Незаконные действия с этими знаками создают обстановку неопределенности, порождают пограничные споры и способствуют нарушениям неприкосновенности границ.
Объективная сторона преступления заключается в изъятии, перемещении или уничтожении пограничных знаков.
При изъятии или уничтожении предмет перестает выполнять функции пограничного знака, при перемещении он продолжает выполнять эту роль, но в другом месте. В последнем случае не имеет значения, в пользу какого государства произошло изменение границы.
С субъективной стороны деяние совершается только с прямым умыслом и специальной целью противоправного изменения Государственной границы РФ.
Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.
В ч. 2 ст. 323 квалифицирующим обстоятельством является наступление тяжких последствий. К ним относятся возникновение международного пограничного конфликта, крупный материальный ущерб, незаконное пересечение границы, соединенное с контрабандой оружия, и т.д.
Деяние, предусмотренное ч. 1, — преступление небольшой тяжести, а ч. 2 — преступление средней тяжести.

Итак, уголовно-правовая охрана Государственной границы заключается в установлении уголовной ответственности за ее незаконное пересечение (кроме использования права политического убежища и состояния крайней необходимости) и противоправное изменение.