§ 1. Понятие и виды преступлений против правосудия

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие и виды преступлений против правосудия |
§ 1. Понятие и виды преступлений против правосудия

Литература:

Власов И.С., Тяжкова И.М. Ответственность за преступления против правосудия. М., 1968;
Кулешов Ю.И. Преступления против правосудия: понятие, система, юридический анализ и проблемы квалификации. Хабаровск, 2001;
Лобанова Л.В. Преступления против правосудия: теоретические проблемы классификации и законодательной регламентации. Волгоград, 1999.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, реальное соблюдение которых является непременным условием формирования правового государства. Суды призваны рассматривать жалобы на решения и действия органов власти и управления, общественных объединений и должностных лиц, разрешать конфликты между ветвями власти, юридическими лицами, гражданами, применять меры государственного принуждения с целью восстановления нарушенных прав и наказания лиц, виновных в совершении преступлений.
Органы правосудия занимают особое положение, обусловленное спецификой выполняемых ими задач и методов деятельности, которые заключаются в отправлении правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Эта специфика, отличающая органы правосудия от других ветвей власти, служит основой для выделения преступлений против правосудия в самостоятельную главу Особенной части.

Органами правосудия являются, строго говоря, только суды, однако их деятельность тесно связана с работой других органов, которые принято называть правоохранительными. Это службы, осуществляющие дознание, предварительное следствие, прокурорский надзор, исполнение приговоров и решений. Своей работой они обеспечивают осуществление правосудия (например, без предварительного расследования невозможно рассмотрение в суде уголовных дел), кроме того, их деятельность, как и судебная, протекает в определенной процессуальной форме, поэтому посягательства на их нормальную работу также относятся к преступлениям против правосудия, понятие которых в данном случае следует понимать широко, включая в него помимо судов и другие указанные выше органы.
Исходя из сказанного, можно раскрыть характер отношений, выступающих в качестве основного объекта преступлений против правосудия. Субъектами этих отношений являются, с одной стороны, государство и представляющие его органы правосудия, с другой — судьи, работники правоохранительных органов, а также другие лица, которые обязаны содействовать осуществлению правосудия (свидетели, эксперты и т.д.) либо не противодействовать этому (любые граждане). Содержанием отношений является нормальная деятельность судов и правоохранительных органов.
Помимо указанного основного объекта при совершении преступлений против правосудия нередко нарушаются и другие отношения, выступающие в качестве дополнительных объектов (права и интересы граждан и т.д.).
От преступлений против правосудия следует отличать посягательства, которые также затрагивают интересы органов правосудия, но не связаны со спецификой их деятельности. Такие деяния могут нарушать нормальную деятельность любых органов власти и управления и поэтому представляют собой преступления либо против интересов государственной службы (взяточничество, халатность и др.), либо против порядка управления (подделка документов и т.д.). Например, оскорбление прокурора во время судебного заседания является преступлением против правосудия и квалифицируется как неуважение к суду (ст. 297), а подобные действия, связанные с иной служебной деятельностью прокурора, представляют собой преступления против порядка управления — оскорбление представителя власти (ст. 319). Деятельность представителей судебной или следственной власти, не относящаяся к специфической деятельности по осуществлению правосудия (получение взятки, халатность и т.д.), квалифицируется как преступления против интересов государственной службы, а если одновременно нарушены интересы правосудия, то дополнительно по совокупности со статьями этой главы (например, вынесение за взятку заведомо неправосудного приговора — по ст. 290 и 305).
С объективной стороны преступления рассматриваемой группы заключаются в разнообразных деяниях, нарушающих нормальную работу органов правосудия. Формами поведения могут быть как действие, так и бездействие (конкретные способы излагаются при анализе отдельных составов).
С субъективной стороны все преступления данной главы совершаются только умышленно. В диспозициях ряда норм содержится указание на заведомость, которая характеризует интеллектуальный момент умысла и означает осознание виновным тех фактических обстоятельств, к которым закон относит данный признак (неправосудность приговора, незаконность ареста, ложность показаний и т.д.).
Круг субъектов преступлений против правосудия весьма широк. Нормальная работа органов правосудия может нарушаться двумя группами субъектов: во-первых, «изнутри», т.е. должностными лицами указанных органов с использованием предоставленных им властных полномочий (судьями, прокурорами, следователями и т.д.); во-вторых, «извне», т.е. иными лицами, которые обязаны содействовать либо не препятствовать расследованию, судебному рассмотрению дел или исполнению приговоров и решений (свидетелями, экспертами, переводчиками, лжедоносчиками, укрывателями, осужденными и др.).
Из сказанного вытекает, что преступления против правосудия — это умышленно совершенные деяния, нарушающие правильную работу суда и других органов, содействующих ему в осуществлении правосудия, совершаемые должностными лицами указанных органов или гражданами, обязанными содействовать либо не препятствовать этой деятельности.
Классификация преступлений против правосудия должна основываться на конкретных видах отношений, которые составляют нормальную работу органов правосудия и правоохранительных органов. Поэтому система преступлений против правосудия выглядит следующим образом:
1) преступления в сфере обеспечения независимости судей и защиты их личной безопасности, чести и достоинства:
воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294);
посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295);
угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296);
неуважение к суду (ст. 297);
клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 298);
разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311);
2) преступления в сфере правильного отправления правосудия должностными лицами органов правосудия:
привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299);
незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300);
незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301);
принуждение к даче показаний (ст. 302);
фальсификация доказательств (ст. 303);
вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305);
3) преступления в сфере выполнения гражданами обязанностей содействовать или не препятствовать осуществлению правосудия:
провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304);
заведомо ложный донос (ст. 306);
заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод (ст. 307);
отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308);
подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309);
разглашение данных предварительного расследования (ст. 310);
укрывательство преступлений (ст. 316);
4) преступления в сфере исполнения приговоров, решений и других актов органов правосудия:
незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312);
побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313);
уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314);
неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315).

Таким образом, преступления против правосудия образуют самостоятельную главу Особенной части, ибо они посягают на нормальную работу органов правосудия в специфической сфере их деятельности по осуществлению правосудия.