§ 4. Иные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Иные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления |
§ 4. Иные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Литература:

Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. Разд. II. Гл. III. § 3 — 5;
Егорова Н. Ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности // РЮ. 1998. N 9;
Егорова Н. Присвоение полномочий должностного лица // РЮ. 1999. N 6.

1. Отказ в предоставлении информации
Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287)

Федеральное Собрание Российской Федерации, в состав которого входят Совет Федерации и Государственная Дума, является представительным и законодательным органом Российской Федерации и, естественно, для эффективного выполнения своих функций должно обладать полной и достоверной информацией по рассматриваемым им вопросам.
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» <*> все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

———————————
<*> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

УК установил ответственность за неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также за предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.
Таким образом, основным объектом этого преступления являются интересы нормальной деятельности таких органов государственной власти, как Федеральное Собрание РФ и Счетная палата РФ.
Объективная сторона преступления может быть выражена одним из следующих действий (бездействия):
а) неправомерный (т.е. не основанный на законе) отказ в предоставлении информации (документов, материалов) Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате РФ;
б) неправомерное уклонение от предоставления информации тем же органам;
в) предоставление им же заведомо неполной или заведомо ложной информации.
Преступление окончено с момента выполнения соответствующего действия или неисполнения требования о предоставлении информации независимо от того, повлекло ли это какие-либо вредные последствия, т.е. состав преступления сконструирован как формальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели подобного поведения могут быть различными и на квалификацию содеянного влияния не оказывают.
Субъектом преступления является должностное лицо любого государственного или муниципального органа, учреждения, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, обязанное предоставить информацию Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате по их требованиям, запросам или иным основаниям.
Ответственность повышается, если это деяние совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 287), и тем более при наличии хотя бы одного из особо квалифицирующих обстоятельств (ч. 3 ст. 287):
а) сокрытие в результате отказа или уклонения от предоставления или предоставления заведомо неполной или ложной информации правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;
б) совершение деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) наступление тяжких последствий.
Отказ в предоставлении информации Федеральному собранию или Счетной палате РФ, совершенный в отсутствие особо квалифицирующих признаков, относится к категории преступлений средней тяжести.

При наличии особо квалифицирующего обстоятельства преступление переходит в категорию тяжких.

2. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289)

Это типичное коррупционное преступление должностных лиц. Федеральным законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации» <*> установлено, что государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией. В ряде федеральных законов специально оговорен запрет на занятие всеми видами предпринимательской деятельности для соответствующих категорий государственных служащих (сотрудников милиции, прокурорских работников, сотрудников налоговой полиции и др.). Запрет на занятие предпринимательской деятельностью распространяется и на муниципальных служащих (ст. 11 Федерального закона от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»).
———————————
<*> СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.

Статья 289 предусматривает уголовную ответственность за учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.
Таким образом, основным объектом данного преступления можно считать порядок и принципы несения государственной и муниципальной службы.
Объективная сторона преступления может быть выполнена двумя различными действиями:
а) учреждением должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, вопреки запрету, установленному законом. В данном случае должностное лицо выступает как учредитель (один из соучредителей) коммерческой организации;
б) участием должностного лица в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, лично или через доверенное лицо, вопреки запрету, установленному законом.
Обязательным условием уголовной ответственности должностного лица является то, что оно, пользуясь своими служебными полномочиями и возможностями, предоставляет льготы и преимущества учрежденной им предпринимательской организации или организации, в управлении которой оно участвует, или покровительствует им в иной форме (льготное налогообложение, первоочередное или на льготных условиях предоставление кредитов, создание различных препятствий для конкурентов и устранение их с рынка, освобождение от различных проверок, ревизий и т.п.). Каких-либо особых последствий этой деятельности, необходимых для наступления уголовной ответственности, закон не предусматривает.
Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом, как правило, из корыстных побуждений, хотя непосредственно в законе мотив преступления не указан.
Субъект преступления — должностное лицо.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности является преступлением небольшой тяжести.

3. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288)

Преступлением является присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Данное преступление также является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления, однако в отличие от других видов его субъектом является государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Присвоение полномочий должностного лица сочетается с совершением служащим таких действий, которые входят в полномочия только должностных лиц соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления.
Обязательным условием наступления уголовной ответственности закон считает последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, которое находится в причинной связи с незаконными действиями служащего, присвоившего себе полномочия должностного лица.
Субъективная сторона. Преступление совершается умышленно. Мотивы преступления могут быть любыми и учитываются только при назначении наказания.
Несмотря на существенность причиняемых последствий, закон рассматривает присвоение полномочий должностного лица как преступление небольшой тяжести.

4. Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1)

Норма об ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств является специальной по отношению к общей норме о злоупотреблении должностным полномочиями. Суть преступления состоит в том, что должностное лицо организации — получателя бюджетных средств расходует их в крупном размере, то есть в сумме, превышающей 1,5 млн. руб., на цели, не соответствующие условиям получения бюджетных средств, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, статей доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.
Основным объектом преступления является нормальная деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако поскольку бюджетные ассигнования направляются на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, развитие образования и здравоохранения, то нецелевое их использование способно причинить вред самым различным, охраняемым законом интересам.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ), означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджета (бюджетных учреждений и иных организаций) с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Объективная сторона преступления заключается в расходовании бюджетных средств, употреблении их на любые цели, не соответствующие условиям получения этих средств бюджетным учреждением или организацией, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.
Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия в действиях субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется. Криминалом является сам факт такого расходования в крупном размере.
Субъектом преступления является должностное лицо организации — получателя бюджетных средств. Поскольку расходные документы подписываются руководителем организации (либо его заместителем), а также главным бухгалтером, именно эти должностные лица государственных и муниципальных органов и учреждений могут быть субъектами данного преступления.
Преступление совершается умышленно. Должностное лицо осознает, что оно неправомерно, в крупных размерах расходует бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает осуществить такие расходы. Мотивы и цели совершения деяния могут быть любыми, что не имеет значения для квалификации содеянного.
Квалифицированными видами преступления являются:
а) нецелевое расходование бюджетных средств группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере.
Особо крупный размер преступления определяется суммой использованных не по целевому назначению бюджетных средств, превышающей 7,5 млн. руб. Данная сумма может образоваться при нецелевом расходовании по различным статьям утвержденной сметы доходов и расходов.
Нецелевое расходование бюджетных средств необходимо разграничивать от хищений бюджетных средств, совершаемых с использованием служебного положения, и от использования государственного целевого кредита не по прямому назначению.

5. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2)

Согласно Бюджетному кодексу РФ государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, а бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами фондов. В настоящее время в состав государственных внебюджетных фондов входят Пенсионный фонд РФ, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. По своему правовому статусу названные фонды являются государственными финансово-кредитными учреждениями.
Преступным, согласно ст. 285.2 УК, является расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, т.е. в сумме, превышающей 1,5 млн. руб.
Основным объектом посягательства являются интересы нормальной деятельности управленческих аппаратов государственных внебюджетных фондов. Имея в виду цели деятельности данных фондов и направления финансирования за счет принадлежащих им средств, следует отметить, что нецелевое расходование этих средств нарушает и другие государственные и общественные интересы, а также интересы отдельных граждан.
Преступлением признается сам факт расходования денежных средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим деятельность фондов, и бюджетам этих фондов, в крупном (ч. 1) и особо крупном (ч. 2) размерах. Какие-либо иные последствия для ответственности не требуются. Особо крупный размер нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов определяется суммой, превышающей 7,5 млн. руб. Преступление может иметь продолжаемый характер.
Субъектом преступления является должностное лицо государственного внебюджетного фонда, работающее как в центральном аппарате фонда, так и в его территориальных отделениях (органах, филиалах) и обладающее административно-хозяйственными полномочиями по распоряжению средствами фонда.
Преступление совершается умышленно. Должностное лицо осознает, что расходует средства государственного внебюджетного фонда на цели, которые не соответствуют условиям, определенным законодательством, регулирующим деятельность фонда, и его бюджету, и желает сделать это. Мотивы, которыми при совершении деяния руководствовалось должностное лицо, и преследуемые им цели могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют.

Составы преступлений, включенных в гл. 30, характеризуются общностью объекта, каковым является нормальная деятельность публичного аппарата управления (интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления).
Субъектом большинства этих преступлений является должностное лицо, понятие которого раскрыто непосредственно в уголовном законе. Наиболее опасным из числа преступлений против интересов службы считается взяточничество, являющееся характерным и распространенным проявлением коррупции.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите преступления, отнесенные законодателем к числу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
2. Какие из этих преступлений относятся к преступлениям с материальным составом? Дайте характеристику последствий в преступлениях против интересов службы с материальным составом.
3. Чем отличается субъект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления от субъекта преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях?
4. Назовите отличительные признаки представителя власти как субъекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
5. Каково содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций должностного лица?
6. Каковы особенности субъекта присвоения полномочий должностного лица и служебного подлога?
7. В составах каких преступлений, описанных в гл. 30, мотив является обязательным элементом? Дайте характеристику этим мотивам.
8. Чем отличается злоупотребление должностными полномочиями от превышения должностных полномочий?
9. Что является предметом получения и дачи взятки?
10. С какого момента получение взятки и дачу взятки следует считать оконченными преступлениями?
11. Дайте характеристику действиям (бездействию) должностного лица, за которые ему передается взятка.
12. Перечислите квалифицирующие признаки в составах получения и дачи взятки.
13. При каких обстоятельствах лицо, давшее взятку, подлежит освобождению от уголовной ответственности?
14. Дайте характеристику субъективной стороны состава халатности.