§ 1. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства |
§ 1. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

Литература:

Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпушин М.П. Ответственность за государственные преступления. М., 1988;
Румянцев О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в Конституции // Советское государство и право. 1993. N 10.

В статьях гл. 29 УК предусмотрена ответственность за преступления, направленные против государства в целом, его важнейших институтов и условий нормального функционирования. Ответственность за преступления против государства имеется в законодательстве любой страны. Однако принципиальным является вопрос об основаниях и пределах этой ответственности, так как он в значительной мере связан с проблемой взаимоотношений между государством и личностью, тем местом, которое государство отводит человеку в системе ценностей. Важно ответить на главный вопрос: человек для государства или государство для человека? Считает ли государство удовлетворение интересов человека целью или же средством для достижения каких-то других целей?
Тоталитарные режимы на первый план выдвигают интересы государства и тем самым стремятся сохранить неограниченную власть над людьми. Демократические страны ставят целью построение правового государства, признают приоритетное значение естественных и неотъемлемых прав и свобод каждого. Эта идея отражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Однако права и свободы не могут быть беспредельными. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ они могут быть ограничены, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
В истории развития уголовного законодательства об ответственности за преступления против государства в СССР (и России как ее составной части) после 1917 г. можно отметить две тенденции. С одной стороны, ряд норм предусматривал ответственность за деяния, которые были действительно опасны для государства (шпионаж и т.д.). С другой стороны, законодательство и практика его применения использовались властью как инструмент подавления народа в угоду тоталитарному режиму и его руководителям.
В первые годы советской власти преступления против государства получили название контрреволюционных. Для борьбы с ними в ноябре-декабре 1917 г. были созданы специальные органы: революционные трибуналы и Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).
До принятия в 1922 г. первого Уголовного кодекса РСФСР вообще не было законодательно установленного перечня контрреволюционных преступлений, их отдельные виды указывались в различных декретах, иных постановлениях властей, обращениях и воззваниях к населению. Признаки деяний описывались широко и неопределенно; в частности, в Постановлении Кассационного отдела ВЦИК от 6 ноября 1918 г. контрреволюционными признавались «всякие выступления, независимо от поводов, по которым они возникли, против Советов, или их исполнительных комитетов, или отдельных советских учреждений». Подобные формулировки давали простор для произвола карательных органов, причем широкое распространение получила внесудебная расправа, совмещение в одном учреждении функций следственной и судебной власти. Так, Декрет ВЦИК от 20 июня 1919 г. «Об изъятии из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении» предоставил органам ЧК право непосредственной расправы (вплоть до расстрела) за участие с контрреволюционной целью в поджогах, взрывах, умышленном повреждении железнодорожных путей и некоторые другие действия.
Впервые общее понятие контрреволюционного преступления и его виды были сформулированы в УК РСФСР 1922 г. и УК 1926 г. Впоследствии ответственность за эти деяния была предусмотрена в Положении о преступлениях государственных, утвержденном ЦИК СССР 25 февраля 1927 г., которое целиком было включено в УК РСФСР. Положение содержало два раздела: контрреволюционные преступления и особо для СССР опасные преступления против порядка управления.
Определения общего понятия контрреволюционного преступления и его видов в указанных законодательных актах были весьма расплывчатыми и содержали не столько юридические признаки деяний, сколько их политические характеристики. Так, в соответствии с УК 1926 г. контрреволюционным признавалось «всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции».
В том же духе были сформулированы и диспозиции отдельных норм. Например, ст. 58.4 УК предусматривала ответственность за «оказание каким бы то ни было способом помощи той части международной буржуазии, которая, не признавая равноправия коммунистической системы, приходящей на смену капиталистической системе, стремится к ее свержению, а равно находящимся под влиянием или непосредственно организованным этой буржуазией общественным группам и организациям, в осуществлении враждебной против Союза ССР деятельности», причем одним из видов наказания предусматривался расстрел.
Но практика применения была еще хуже самих законов. Это касалось как уголовно-правовых оснований, так и процессуальных форм привлечения к ответственности и осуждения.
Незаконные репрессии начались во время Гражданской войны, в конце 20-х — начале 30-х годов они коснулись целых групп населения: зажиточных крестьян (раскулачивание), интеллигенции, духовенства и др. Особенно широкое распространение репрессии получили в конце 30-х годов, когда было организовано несколько политических процессов в отношении руководителей самого высокого ранга.
После этого по всей стране начались массовые расправы, которые распространились на все слои населения. В качестве предлога использовались якобы совершенные измена Родине, шпионаж или другие контрреволюционные преступления, любого можно было объявить «врагом народа» и осудить, причем достаточным доказательством вины считалось одно только признание обвиняемого, в том числе полученное путем принуждения. Дела о контрреволюционных преступлениях были изъяты из судов общей юрисдикции и рассматривались военными трибуналами либо специально созданными внесудебными органами (Особые совещания, тройки НКВД). Наказания назначались в виде расстрела или длительного срока лишения свободы, многие незаконно осужденные погибли в застенках ГУЛАГа.
Во время реформы уголовного законодательства конца 50-х — начала 60-х годов был принят общесоюзный Закон от 25 декабря 1958 г. «Об уголовной ответственности за государственные преступления», который целиком вошел в УК 1960 г. Большинство составов было изложено более определенно, чем в прежнем законодательстве, незаконных репрессий стало меньше, но полностью они не прекратились. Основной их формой в 60 — 80-х годах стало преследование инакомыслящих, в том числе путем привлечения к уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду (ст. 70 УК 1960 г.).
Действующее уголовное законодательство об ответственности за государственные преступления существенно отличается от прежнего. Значительно сократился объем главы, что произошло как за счет декриминализации ряда деяний (например, отказа возвратиться из-за границы), так и за счет переноса многих составов (бандитизм, контрабанда, фальшивомонетничество и т.д.) в другие разделы УК соответственно родовым объектам посягательств.
Объектом составов гл. 29 являются основы конституционного строя и безопасности Российской Федерации. В ст. 13 Конституции РФ содержится запрет совершать действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и подрыв безопасности государства.
В литературе сущность конституционного строя определяется как целостное воплощение в реально складывающейся Конституции и в практике общественных отношений совокупности незыблемых основополагающих ценностей и принципов, предопределяющих гуманные, правовые отношения между человеком, гражданским обществом и государством и их подчиненность нормам и институтам конституционного строя (Румянцев О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в Конституции. С. 3).
Среди конституционных установлений на первый план выдвигаются основы конституционного строя, которым посвящена гл. 1 Конституции РФ. Они являются базой для всех других норм самой Конституции РФ, что специально подчеркнуто в ст. 16: никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. К ним относятся демократический характер государства и республиканская форма правления (ст. 1), незыблемость прав и свобод человека и гражданина и его правовой статус (ст. 2, 6), народовластие (ст. 3), верховенство Конституции РФ и федеральных законов (ст. 4, 15), федеративное устройство (ст. 5), разделение властей (ст. 10), идеологический и политический плюрализм (ст. 13) и др.
Изменить конституционный строй можно только подорвав его основы, например лишить народ возможности осуществлять власть путем свободных выборов или референдумов, заменить республиканскую форму правления монархической, светское государство клерикальным, запретить осуществление прав и свобод человека, ликвидировать разделение властей, установить господство единственной идеологии и т.д.
Для уяснения понятия государственной безопасности необходимо обратиться к Закону РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» <*>. В ст. 1 этого Закона общее понятие безопасности определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Далее в Законе указываются основные объекты безопасности: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Следовательно, государственная безопасность — это состояние защищенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Государственная безопасность имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Первая из них означает стабильность внутри государства, защищенность от неправомерных действий, подрывающих конституционный строй и территориальную целостность. Внешняя безопасность представляет собой состояние защищенности от посягательств на суверенитет и территориальную неприкосновенность извне, со стороны других государств или оказывающих им содействие российских граждан.
———————————
<*> ВВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

С субъективной стороны большинство преступлений может совершаться только умышленно.
Субъектами преступления могут быть в основном любые вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Некоторые составы предусматривают специальных субъектов.
В зависимости от более конкретных объектов посягательств преступления данной главы можно разделить на следующие группы:
1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность:
государственная измена (ст. 275);
шпионаж (ст. 276);
2) преступления, посягающие на основы конституционного строя и внутреннюю безопасность:
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);
насильственный захват или насильственное удержание власти (ст. 278);
вооруженный мятеж (ст. 279);
публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280);
возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (282);
организация экстремистского сообщества (ст. 282.1);
организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2);
3) преступления, посягающие на экономическую безопасность:
диверсия (ст. 281);
4) преступления, посягающие на сохранность государственной тайны:
разглашение государственной тайны (ст. 283);
утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284).

Таким образом, преступления данной главы посягают на основы конституционного строя, внешнюю и внутреннюю безопасность государства. В то же время уголовно-правовая борьба с ними должна осуществляться в определенных рамках, гарантирующих соблюдение основных прав и свобод граждан как при криминализации деяний, так и в процессе правоприменения.