§ 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта |
§ 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Литература:

Коробеев А.И. Транспортные преступления: квалификация, ответственность, предупреждение. Владивосток, 1992;
Чучаев А.И. Преступления на воздушном транспорте (понятие и виды). М., 1986; Безопасность железнодорожного, водного и воздушного транспорта: уголовно-правовые проблемы. Саратов, 1988;
Эминов В.Е. Предупреждение авиационных происшествий: криминологические и уголовно-правовые проблемы. М., 1990.

Под транспортом (от лат. transportare — перевозить, перемещать) понимается отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному — авиационный.
В зависимости от назначения различают транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесс производственного обращения и население. К транспорту необщего пользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводского перемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т.п., а также транспорт личного пользования.

В зависимости от характера выполняемой работы транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой.
Транспорт и его составляющие (в том числе транспортные средства) имеют исключительно большое значение в жизни общества, оказывая огромное влияние на эффективность народного хозяйства, функционирование объектов жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, на темпы и успехи предпринимательской и иной деятельности людей. Все виды транспортных средств являются не только техническими устройствами, облегчающими жизнь и деятельность людей, но и наиболее распространенным источником повышенной опасности. При неумелом либо легкомысленном обращении с транспортными средствами могут наступить и нередко наступают тяжкие и особо тяжкие последствия, сопряженные с гибелью людей, причинением им того или иного вреда здоровью либо серьезного имущественного ущерба населению, государственным или коммерческим организациям. Нередко аварии, катастрофы, крушения и дорожно-транспортные происшествия происходят вследствие недоброкачественного ремонта, а равно выпуска в эксплуатацию непригодных для этого средств подвижного железнодорожного транспорта, средств воздушного, морского и речного транспорта, а также автомототранспортных и электротранспортных средств. В других случаях транспортные преступления становятся возможными потому, что к управлению транспортными средствами были допущены люди, по своему физическому состоянию или здоровью не способные обеспечить безопасную эксплуатацию транспорта.
Обеспечение безопасного функционирования всех видов транспорта в современных условиях рассматривается в качестве одной из актуальных задач государства, его специальных ведомств и общества в целом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в РФ во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических и юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории России.
В последние годы в нашей стране принят ряд важных законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования всех видов транспорта. В их числе назовем Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» <1>, Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. <2>, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» <3>, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ <4>, Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» <5>, Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. <6>, Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» <7>, Кодекс РФ об административных правонарушениях <8> и др.
———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 2002. N 18. Ст. 1721.
<2> СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.
<3> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3805.
<4> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001; 2003. N 14. Ст. 1256.
<5> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.
<6> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170; N 28. Ст. 2891.
<7> СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2897.
<8> СЗ РФ. 2002. N 1 (часть 1). Ст. 1; 2003. N 50. Ст. 4847.

В разделе IX Особенной части УК 1996 г. выделена специальная, 27-я глава, посвященная преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Она включает восемь составов преступлений. В доктрине уголовного права и следственно-судебной практике такие преступления чаще называются транспортными преступлениями, и в последующем изложении материала мы будем пользоваться этим понятием.
Родовым объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в целом. Видовым объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией транспортных средств.
Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией и пользованием отдельными видами транспорта.
Предметом транспортных преступлений является подвижной состав железнодорожного транспорта (локомотивы, электровозы, вагоны, дрезины и др.), средства воздушного, морского, речного, автомобильного (механического) транспорта и электротранспорта, средства сигнализации или связи, а равно иное транспортное оборудование, пути сообщения, транспортные коммуникации и магистральные трубопроводы.
С объективной стороны транспортные преступления выражаются в совершении виновными определенных действий (деятельности) либо в бездействии, которые проявляются в нарушении каких-либо установленных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами либо техническими нормативами или условиями правил, направленных на обеспечение безопасного функционирования железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, а равно магистральных трубопроводов.
Большинство составов транспортных преступлений сформулировано по типу материальных, когда в диспозициях соответствующих статей (или частей статей) УК указывается на наступление определенных преступных последствий в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства либо иной правонарушающей деятельности. Лицо несет уголовную ответственность за транспортное преступление лишь при условии, если наступившее преступное последствие находится в причинной связи с нарушением тех или иных правил безопасности движения или эксплуатации соответствующего транспортного средства, с разрушением или повреждением путей сообщения, средств сигнализации или связи, других предметов транспортного оборудования и т.п.
Субъектами одних транспортных преступлений могут быть только работники транспортных организаций и объединений (специальные субъекты), прошедшие специальную профессиональную подготовку, получившие сертификат или иной допуск к работе на том или ином транспортном средстве или в сфере транспортного обслуживания безопасного функционирования соответствующего вида транспорта (составы преступлений, предусмотренных ст. 263, 266, 269 и 270). Субъектами ряда других транспортных преступлений могут быть как лица, имеющие специальную профессиональную подготовку и являющиеся работниками транспортных организаций, так и лица, не являющиеся работниками транспортных организаций (например, преступлений, предусмотренных ст. 264, 267 и 268).
Уголовная ответственность за транспортные преступления по общему правилу наступает с 16 лет. Однако за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267) ответственность наступает с 14 лет. Во всех случаях должно быть установлено, что лицо, совершившее транспортное преступление, является вменяемым.
С субъективной стороны большинство транспортных преступлений совершаются по неосторожности — при наличии либо легкомыслия, либо небрежности. Однако некоторые транспортные преступления с субъективной стороны характеризуются умышленной виной (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения — ст. 267, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие — ст. 270).
Для удобства изучения транспортных преступлений в учебной литературе их условно объединяют (классифицируют) по тому или иному основанию (критерию). Например, по признаку субъекта Г.О. Петрова подразделяет транспортные преступления на:
а) совершаемые работниками транспорта (ст. 263 — 266);
б) совершаемые лицами, управляющими транспортными средствами (ст. 264, 270 и 271);
в) совершаемые иными лицами (ст. 267 — 269) <*>.
———————————
<*> См.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Т. 2. Н. Новгород, 1996.

Такая классификация представляется неудачной. В группу преступлений, совершаемых работниками транспорта, попадают также преступления, которые могут совершаться лицами, не являющимися работниками транспортных организаций (ст. 264), а в группе преступлений, совершаемых иными лицами, оказываются и преступления, которые могут совершаться лицами, управляющими транспортными средствами, в том числе и работниками транспортных организаций.
Б.В. Яцеленко группирует эти преступления на:
1) непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263 — 266, 271);
2) непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267 — 270) <*>.
———————————
<*> См.: Уголовное право. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1996. С. 311.

А.И. Чучаев подразделяет транспортные преступления на деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (ст. 263, 264, 266 — 269) и иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 270 и 271) <*>.
———————————
<*> Чучаев А.И. Система транспортных преступлений в новом Уголовном кодексе Российской Федерации // Уч. зап. Ульяновского ун-та. 1997. С. 3 — 15.

С учетом особенностей объективной стороны составов транспортных преступлений мы выделим:
1) преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263 — 264, 271);
2) преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования транспорта (ст. 266 — 268, 270);
3) иные транспортные преступления (ст. 269).