§ 4. Преступления, связанные с причинением вреда здоровью граждан либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершению иных противоправных действий по религиозным и иным мотивам

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Преступления, связанные с причинением вреда здоровью граждан либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершению иных противоправных действий по религиозным и иным мотивам |
§ 4. Преступления, связанные с причинением вреда здоровью граждан либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершению иных противоправных действий по религиозным и иным мотивам

Литература:

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» // РГ. 1997. 1 окт.;
Галиакбаров Р.Р. Уголовная ответственность за посягательства на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов. Омск, 1981;

КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (издание третье, измененное и дополненное).

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. В.М. Лебедева и Ю.И. Скуратова. М., 2002.

1. Организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239)

Норма ст. 239 направлена на защиту интересов общества и граждан от деятельности религиозных и иных общественных объединений, нарушающей требования законов и подзаконных актов. Уголовному преследованию подвергается в данном случае общественно опасная деятельность объединений, сопряженная с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью и другими действиями, запрещенными законом.

Статья 239 предусматривает несколько самостоятельных составов преступления. Их объединяет основной объект — здоровье населения. Дополнительный объект — политические, трудовые и иные конституционные права граждан.
Объективная сторона состоит:
а) в создании религиозного или общественного объединения, посягающего на личность и права граждан;
б) в руководстве таким объединением (ч. 1 ст. 239);
в) в участии в деятельности указанного объединения, а равно пропаганде деяний, предусмотренных в части первой данной статьи (ч. 2 ст. 239).
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Это могут быть религиозные группы и религиозные объединения (ст. 1, 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Под общественным объединением согласно ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» понимается добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, предусмотренных уставом общественного объединения <*>.
———————————
<*> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

Российское законодательство запрещает создание и деятельность религиозных и иных общественных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Создание религиозного или общественного объединения предполагает его организацию, вовлечение в его члены двух или более человек. В конечном счете это любая организационная деятельность, выражающаяся в вербовке участников, в разработке преступных планов, в подыскании помещения для проведения собраний и реализации обрядов и т.п.
Руководство таким объединением заключается в действиях по сплочению и направлению усилий остальных участников для достижения поставленных перед созданной организацией антиобщественных целей. Конкретно оно выражается в наставлении участников о необходимом поведении, в направлении всей деятельности религиозного или общественного объединения, в контроле за нею. В отличие от организации, руководство мыслимо в рамках уже сформировавшегося объединения.

Деятельность по созданию и руководству объединением, которое функционирует в запрещенных законом формах, может осуществляться посредством: насилия над гражданами, причинения вреда их здоровью, побуждения к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. Если деятельность объединения не сопряжена хотя бы с одним из перечисленных обстоятельств, поведение организаторов, руководителей, лиц, побуждающих к антиобщественным действиям других участников, не может рассматриваться как совершение данного преступления. При этом фактическая юридическая регистрация объединения не имеет значения. Если в рамках зарегистрированного объединения имеют место такие противоправные деяния, признаки состава преступления налицо.
Характер запрещенной законом деятельности объединения прежде всего связывается с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью. Факты причинения такого вреда тесно связаны с идеями физического самоистязания и аскетизма, лежащего в основе ряда вероучений. От последователей зачастую требуют физических страданий. Само насилие может быть как физическим, так и психическим.
Например, секта «Белое братство» проповедовала идею массового самоубийства последователей. Сатанисты проповедуют обряды, связанные с жертвоприношениями. Такая секта, как «АУМ Синрике» провела известную акцию по массовому отравлению людей. В истории России известны сведения о сектах скопцов, хлыстов и др., проповедовавших идеи, связанные с физическими травмами и страданиями.
Под причинением вреда здоровью понимаются действия, в результате которых вред причиняется как участникам объединения, так и другим гражданам, причем вред причиняется в связи с деятельностью религиозного или иного объединения. Конкретно вред здоровью может быть причинен в результате нанесения телесных повреждений, истязания, проведения молений с целью вхождения в состояние транса. Вред может быть причинен в результате проповедования идей отказа от медицинской помощи и т.п.
Под побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей понимаются проповеди, уговоры, индивидуальная обработка людей, направленные на формирование решимости не выполнять обязанности гражданина, предусмотренные Конституцией РФ, или совершать иные противоправные действия (протесты, несанкционированные собрания).
Преступление окончено с момента создания религиозного или общественного объединения, руководства им либо побуждения граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний.
Если во время собраний религиозных или общественных объединений фактически причиняется вред здоровью в виде телесных повреждений, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 111 и др.
Часть 2 ст. 239 предусматривает ответственность за участие в деятельности указанного объединения, а равно за пропаганду деяний, предусмотренных ч. 1 этой статьи.
Участие предполагает членство, работу в объединении, реализующем в своей деятельности запрещенные ч. 1 ст. 239 формы поведения. Участие предполагает, что лицо своими действиями способствует функционированию объединения, реализует на деле его антиобщественные идеи, выполняет обряды, работает в объединении, посещает собрания.
Спорным является отнесение к участию такого поведения, как совершение одного из незаконных действий в составе объединения, а равно признание незаконных целей объединения <*>. В этом случае смешивается форма совершения преступления, указанная в ст. 239, и цель незаконной деятельности объединения.
———————————

КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2000. (издание третье, измененное и дополненное).

<*> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. С. 629.

Под пропагандой деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 239, понимается распространение антиобщественных или экстремистских, противоречащих морали идей объединения как среди участников объединения, так и среди иных граждан.
Преступление окончено с момента участия либо пропаганды.
Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Виновный сознает общественную опасность своих действий по созданию, руководству, побуждению граждан, участию или пропаганде, понимает антиобщественную направленность объединения и желает совершить такие действия.
Субъекты преступления — руководители, организаторы, участники, проповедники религиозного или иного общественного объединения, достигшие 16 лет.
Деяния, названные в ч. 1 статьи, относятся к категории преступлений средней тяжести, а в ч. 2 — небольшой тяжести.

Преступление, предусмотренное ст. 239, преследует цель защиты здоровья от неправомерной деятельности религиозных и иных объединений антиобщественной направленности.
Деятельность подобных объединений в последние годы серьезно активизировалась, что потребовало от государства применения решительных мер уголовно-правового характера.
Данная норма не ущемляет законных интересов верующих при отправлении ими религиозных обрядов. Она направлена на борьбу с деятельностью общественных объединений, которые, прикрываясь религиозными формами, проповедуют антиобщественные идеи, реализация которых связана с причинением вреда здоровью граждан или с ущемлением их прав.