§ 2. Общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях |
§ 2. Общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Литература:

Асанов Р.Ф., Изосимов С.В. Уголовная ответственность за преступления, совершенные служащими коммерческих и иных организаций. Уфа, 2001;
Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. Разд. II. Гл. V. § 2;
Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998. Гл. 2;
Изосимов С.В., Кузнецов А.П. Ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Н. Новгород, 2001. § 2, 5;
Макаров С.Д. Коммерческий подкуп (Уголовно-правовое исследование). Иркутск, 1999.

1. Злоупотребление полномочиями (ст. 201)

Преступление определяется как использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. В 2002 г. по ст. 201 было зарегистрировано 4066 преступлений.

Основной объект данного преступления близок к характеристике объекта преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Однако данный состав преступления, как правило, характеризуется и дополнительным объектом, связанным с нарушенными злоупотреблением правами и интересами граждан, организаций, общества или государства.
Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает три элемента:
а) использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам организации;
б) последствия в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства;
в) причинную связь между поведением служащего и этими последствиями.
Использование полномочий совершается как путем действия, совершаемого в пределах своих полномочий организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера или с превышением этих полномочий, так и путем бездействия, когда не совершаются необходимые действия управленческого характера, выполнить которые лицо было обязано по своему служебному положению.
Положение об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать достаточно широко, как действие (бездействие), связанное с нарушением закона, других правовых норм. Такое поведение нельзя считать совершенным в законных интересах организации, даже если оно принесло этой организации какую-либо выгоду, например материальную.
Законные действия (бездействие) руководителей коммерческих и иных организаций, причинившие вред другим организациям в рамках допустимой рыночной конкуренции или политической борьбы, естественно, не влекут никакой ответственности.
Существенный вред от злоупотребления полномочиями может выражаться как в виде материального (имущественного) ущерба различным собственникам (включая организацию, где служит субъект), так и в виде причинения физического вреда, нарушения прав и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов. Практике последних лет известны многочисленные случаи выдачи служащими коммерческих банков необеспеченных кредитов, «прокручивания» денег, выделенных на выплату заработной платы, влекущего длительную задержку выплаты заработной платы, и иные подобные действия, причиняющие существенный вред или тяжкие последствия.
При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, следует учитывать степень отрицательного влияния злоупотребления полномочиями на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею либо другими организациями материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им материального, физического или морального вреда и т.п.
Субъектом злоупотребления полномочиями может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. § 1 гл. 9).
Субъективная сторона. Злоупотребление полномочиями — умышленное преступление, совершаемое с прямым или косвенным умыслом (возможно, с неконкретизированным).
В законе альтернативно указаны две цели такой преступной деятельности:
извлечь различные выгоды и преимущества имущественного или неимущественного характера для себя или других лиц;
нанести вред другим лицам.
Мотивы совершения этого преступления могут быть самыми разнообразными и значения для квалификации не имеют.
Квалифицированным видом данного преступления является злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Таковыми являются крупные аварии, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах или значительному числу потерпевших, банкротство предприятий, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку и т.п.
Как основной, так и квалифицированный вид злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, признаются преступлениями средней тяжести.
Злоупотребление полномочиями — это общий состав преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. В гл. 23, а также в других главах УК содержится ряд специальных норм о злоупотреблениях служащими коммерческих и иных организаций своими полномочиями, например:
невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1);
легализация денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174);
незаконное получение кредита (ст. 176);
незаконное использование товарного знака (ст. 180);
злоупотребление при эмиссии ценных бумаг (ст. 185);
неправомерные действия при банкротстве (ст. 195);
уклонение от уплаты налогов с организации (ст. 199) и др.
При конкуренции общей и специальной норм предпочтение отдается специальной норме.

2. Коммерческий подкуп (ст. 204)

Под общим названием «коммерческий подкуп» ст. 204 содержит описание двух тесно связанных преступлений:
а) незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (ч. 1 и 2 ст. 204);
б) незаконное получение этим лицом такого вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204).
В 2002 г. по ст. 204 было зарегистрировано 2780 преступлений.
Объектом данных преступлений являются интересы службы, заключающиеся, в частности, в том, чтобы лицо при выполнении функций управленческого характера в коммерческой или иной организации руководствовалось законными интересами данной организации, а не возможностью получения за эту деятельность незаконного вознаграждения.
Предметом обоих преступлений могут быть деньги как в российской, так и в иностранной валюте, ценные бумаги (чеки, облигации, векселя, сберегательная книжка на предъявителя и т.д.), любое иное имущество (валютные ценности, промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество и др.), а равно услуга имущественного характера (оплаченная туристическая путевка, гостиничные услуги, бесплатное обучение виновного или его родственников в платном вузе, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Необходимо лишь, чтобы это вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, имело имущественный характер и было незаконным, т.е. не было предусмотрено условиями трудового договора (контракта).
Действие или бездействие лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, должно быть обязательно связано с занимаемым им положением, кругом принадлежащих ему прав и выполняемых обязанностей. Ценности и услуги имущественного характера могут передаваться как стимул к заключению делового соглашения или, наоборот, чтобы сделка не состоялась.
Для квалификации содеянного не имеет значения, когда материальные ценности или услуги были переданы лицу, выполняющему управленческие функции, — до или после совершения им действий (бездействия) в интересах дающего. Однако поскольку преступление называется «коммерческий подкуп», в последнем случае необходимо, чтобы договоренность (соглашение) о материальном вознаграждении предшествовала действию (бездействию) и определяла характер последнего. В случаях, когда материальные ценности и услуги передаются лицу, выполняющему управленческие функции, при отсутствии предварительной договоренности в качестве благодарности, сувенира или просто подарка в связи с занимаемым им положением, состав коммерческого подкупа отсутствует.
Передача незаконного вознаграждения или оказание услуги имущественного характера могут быть осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции, или через посредника (посредников). Материальные ценности и услуги могут предоставляться не только самому лицу, выполняющему управленческие функции, но и членам его семьи и другим близким ему лицам при условии, конечно, что это делается с ведома самого управленческого работника. Возможно осуществление передачи незаконного вознаграждения и путем, например, перечисления денежных сумм на счет в банке, открытия счета на имя этого лица и т.п.
Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получение) признается оконченным преступлением в одно и то же время — с момента принятия незаконного вознаграждения лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома членами семьи и иными близкими лицами (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).
Субъектом получения незаконного имущественного вознаграждения является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в любой некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением (см. § 1 гл. 9).
Субъектом незаконной передачи имущественного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста, частное или должностное, действующее как в своих личных интересах, так и в интересах представляемой им организации.
Субъективная сторона. Коммерческий подкуп — умышленное преступление. Мотив у лица, принимающего вознаграждение, корыстный; мотивы незаконной передачи вознаграждения могут быть различными. Цель у субъекта, передающего незаконное имущественное вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, — побудить последнего совершить действие (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Незаконная передача вознаграждения и незаконное получение материального вознаграждения имеют ряд совпадающих квалифицирующих признаков — совершение соответствующего деяния группой лиц по предварительному сговору, организованной группой.
Незаконное получение материальных ценностей или услуг считается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если соглашение об этом было достигнуто как минимум между двумя субъектами этого преступления до того, как один из них уже получил хотя бы часть незаконного вознаграждения. Преступники должны действовать, как одно целое, заранее договорившись о получении вознаграждения (п. 13 Постановления Пленума).
Передачу и получение незаконного вознаграждения можно признать совершенными организованной группой и в случае, если соответствующие действия, составляющие объективную сторону преступления, выполняет один участник организованной группы, исполняющий ее задание.
Действия лиц, только лишь способствовавших совершению коммерческого подкупа, например сводивших дателей и получателей незаконного вознаграждения, дававших им советы, подстрекавших к преступлению, оказывавших посреднические услуги и т.п., квалифицируются, как соучастие в одном из этих преступлений в зависимости от того, с чьей стороны или по чьей инициативе они участвовали в преступлении.
Федеральный закон 2003 г. исключил неоднократность из числа квалифицирующих признаков. В связи с этим два и более случаев передачи или получения предмета коммерческого подкупа должны квалифицироваться по совокупности преступлений. Совокупность преступлений образуют и случаи одновременной передачи незаконных вознаграждений нескольким лицам, выполняющим управленческие функции, за совершение каждым из них самостоятельного действия (бездействия) в интересах дающего, а также получение вознаграждений от нескольких лиц одновременно за совершение в отношении каждого из них отдельного действия (бездействия). Напротив, одновременная передача вознаграждения нескольким управленческим работникам коммерческой или иной организации за совершение в интересах дающего одного действия (бездействия), а равно получение управленческим работником вознаграждения одновременно от нескольких лиц за совершение одного общего действия, в котором заинтересован каждый из дающих, рассматриваются как единое преступление.
Не будет совокупности, когда коммерческий подкуп является продолжаемым преступлением, т.е. при передаче-получении вознаграждения в несколько приемов, по частям за одно действие (бездействие) лица.
Квалифицирующим признаком незаконного получения вознаграждения является также его вымогательство (п. «в» ч. 4 ст. 204), под которым понимается требование со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передачи ему материальных ценностей или оказания безвозмездной услуги имущественного характера под угрозой нарушения законных интересов дающего (близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет) или умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден передать вознаграждение для обеспечения своих правоохраняемых, законных интересов (п. 15 Постановления). Например, сопряженным с вымогательством следует признать получение незаконного вознаграждения, когда руководитель организации требовал его под угрозой незаконного увольнения с работы.
Закон установил два самостоятельных основания освобождения от уголовной ответственности только для лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации:
1) вымогательство этого вознаграждения;
2) добровольное сообщение о состоявшемся подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Добровольное сообщение о коммерческом подкупе понимается так же, как добровольное сообщение о даче взятки (см. § 3 гл. 16).
Незаконная передача вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершенная без квалифицирующих обстоятельств, считается преступлением небольшой тяжести, а при квалифицирующих обстоятельствах — средней тяжести. Незаконное получение такого вознаграждения — преступление средней тяжести.

К числу общих составов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях относятся злоупотребление полномочиями (ст. 201) и коммерческий подкуп (ст. 204). Субъектами совершения этих преступлений являются любые лица, которые выполняют управленческие функции в коммерческих организациях и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Кроме того, за коммерческий подкуп несут ответственность и те, кто передает незаконное вознаграждение лицам, выполняющим управленческие функции.