§ 9. Преступления против установленного порядка уплаты налогов и сборов (налоговые преступления)

| Правовой портал "Правопорядок" | § 9. Преступления против установленного порядка уплаты налогов и сборов (налоговые преступления) |
§ 9. Преступления против установленного порядка уплаты налогов и сборов (налоговые преступления)

Литература:

Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (Экономические преступления). СПб., 2002. Разд. II. Гл. 2. § 7;
Кучеров И.И. Преступления в сфере налогообложения: Научно-практический комментарий к УК РФ. М., 1999; Налоги и криминал. Историко-правовой анализ. М., 2000;
Пастухов И.Н., Яни П.С. Неуплата налогов и незаконное предпринимательство: уголовная ответственность. М., 2002;
Сабитов Р.А., Пищулин В.Г. Налоговые преступления: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Челябинск, 2001;
Соловьев И.П. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. М., 2000;
Соловьев О.Г. Налоговые преступления: криминологическая и уголовно-правовая характеристика. Ярославль, 2001;
Улезько С.И. Проблемы уголовно-правовой охраны налоговой системы Российской Федерации. Ростов н/Д., 1998.

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198)

Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов», общественная опасность этого деяния заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации <*>. Налоговые платежи являются важнейшим источником формирования доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Непоступление в результате уклонения от уплаты налогов триллионных сумм в бюджет приводит к сокращению различных социальных программ, кризису с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, военнослужащим, пособий малоимущим и другим негативным последствиям.

———————————
<*> РГ. 1997. 19 июля.

Несмотря на чрезвычайно высокую латентность, число выявленных налоговых преступлений в последние годы неуклонно растет: в 1997 г. — 2713, а в 2001 г. уже 23 416 преступлений.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ). Среди важнейших федеральных налогов следует назвать налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы от капитала, налог на прибыль с организаций, налог на доход с физических лиц, единый социальный налог и др. Среди налогов субъектов Федерации заслуживают упоминания налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, а из числа местных налогов — налог на имущество физических лиц, земельный налог, налоги на рекламу, наследование, дарение и др.
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), — п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ. В частности, федеральными сборами в настоящее время являются сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, сбор за использование наименований «Россия» и «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Федеральный закон 2003 г. существенно изменил основания и условия уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов. Объективная сторона уклонения от уплаты налогов и сборов с физического лица включает только два способа совершения данного деяния:
1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно;
2) включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.
Все иные способы уклонения физического лица от уплаты налогов и сборов декриминализированы.
Ответственностью по ст. 198 УК охватывается уклонение, совершенное одним из названных способов, от уплаты любого налога и (или) сбора, которые обязано уплачивать физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и начисленной сумме налога и (или) другие данные. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не установлено законодательством. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Одним из основных налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы с физических лиц. Однако налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в обязательном порядке представляется только теми налогоплательщиками — физическими лицами, кто указан в ст. 227 и 228 Налогового кодекса. Так, в ст. 227 НК указываются: физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой. В ст. 228 НК названы: физические лица, получающие вознаграждение от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или аренды; физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; физические лица — налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ; физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами; физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр. Эти категории налогоплательщиков обязаны уплатить общую сумму налога, исчисленную исходя из налоговой декларации в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В большинстве же случаев исчисление налога с доходов физических лиц и его уплата осуществляется российскими организациями, индивидуальными предпринимателями и постоянными представительствами иностранных организаций в РФ (налоговыми агентами), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил соответствующие доходы. Данное обстоятельство освобождает налогоплательщика от необходимости заполнять и представлять налоговую декларацию.
Объектом налогообложения при уплате налога на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиками: для лиц, являющихся налоговыми резидентами России, учитывается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и вне ее, а для не являющихся налоговыми резидентами РФ принимаются во внимание только доходы, полученные от источников в Российской Федерации. При налогообложении учитываются все доходы, полученные в денежной и натуральной формах, в том числе и в виде материальной выгоды. В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц последние указывают все полученные ими в налоговом периоде (календарном году) доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Заведомое искажение данных, включенных в декларацию о доходах, может выражаться в неотражении в ней каких-либо источников получения доходов или уменьшении размеров доходов, полученных из этих источников, завышении размеров стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, которые должны быть произведены из облагаемого налогом дохода или вообще их необоснованном применении, увеличении суммы расходов, произведенных при получении в отчетном году доходов и др. Под доходами, как указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» от 4 июля 1997 г., понимается совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году как в денежной форме, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Расходы — это понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.
Состав преступления сконструирован как материальный, и обязательным условием ответственности является неуплата налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 Постановления указал, что преступления, предусмотренные ст. 198 и 199, считаются оконченными с момента фактической неуплаты конкретного вида налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.
Такое решение этого вопроса влечет ряд серьезных практически значимых последствий. Например, если лицо с умыслом на уклонение от уплаты налога не представило в установленный срок декларацию о доходах или представило ее с искаженными данными о доходах или расходах, оно еще не совершило оконченного преступления, и до истечения срока, установленного законодательством для уплаты налога, оно может добровольно отказаться от доведения преступления до конца, внеся исправления в декларацию или уплатив полностью положенный налог.
Уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов преследуется в уголовном порядке по ст. 198 УК лишь в случае совершения деяния в крупном размере (ч. 1) либо в особо крупном размере (ч. 2).
Понятия крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты налогов и (или) сборов определены в примечании к ст. 198 УК. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов в пределах трех финансовых лет подряд. Необходимый для уголовной ответственности крупный размер неуплаты налогов и сборов может исчисляться суммами, превышающими 100 тыс. или 300 тыс. руб. Если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 100 тыс. руб., но не превышает 300 тыс. руб., размер неуплаты признается крупным при условии, что сумма неуплаты превышает 10% подлежащих уплате налогов и (или) сборов. Соответственно, особо крупная неуплата налогов и (или) сборов с физического лица должна превышать 1500 тыс. руб. либо 500 тыс. руб., но тогда требуется, чтобы доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов.
Пленум Верховного Суда РФ в названном Постановлении также указал (п. 4), что «действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 198 УК РФ».
Это решение спорно. Уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность наступает, в частности, если эта деятельность причинила крупный ущерб. Как уже указывалось, ущерб государству здесь чаще всего состоит в том, что лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без регистрации или без лицензии, не платит налог. Привлечение в этом случае к уголовной ответственности за причинение такого последствия еще и по ст. 198 (199) будет нарушением важнейшего принципа уголовного права — принципа справедливости, в соответствии с которым никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Кроме того, с точки зрения уголовного права незаконная предпринимательская или банковская деятельность — такое же преступление, как незаконный оборот наркотиков, драгоценных металлов, оружия, контрабанда, получение взятки и др., а следовательно, доходы от незаконного предпринимательства получены преступным путем, как и доходы от названных преступлений. Признав необходимость платить налоги на доходы от незаконной предпринимательской деятельности, нужно быть последовательным и признать, что следует платить налоги во всех случаях преступного обогащения. Ссылка в Постановлении Пленума на Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», что налогообложению подлежат доходы, полученные лицом в связи с осуществлением им любых видов предпринимательской деятельности, неубедительна. «Любой вид» вовсе не означает, что следует платить налоги во всех случаях преступного обогащения, хотя в этих случаях весь доход, полученный в результате преступной деятельности, подлежит обращению в доход государства.
Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста и обязанное платить законно установленные налоги и (или) сборы, в том числе и индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом. Виновный, руководствуясь, как правило, корыстными побуждениями, не представляет налоговую декларацию или иные необходимые документы, понимая, что он обязан это делать, либо включает в них заведомо ложные данные, желая тем самым уклониться вообще от уплаты налога или уменьшить размер обязательного к уплате налога. Несвоевременная подача декларации, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, а равно искажение данных о фактически полученных доходах или понесенных при этом расходах, происшедшее по ошибке, не влекут уголовной ответственности.
Работники налоговой службы, умышленно содействовавшие совершению данного преступления, привлекаются к ответственности как соучастники, а в соответствующих случаях и за преступления против интересов государственной службы (ст. 285, 290, 292) по совокупности.

2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199)

Уголовная ответственность установлена за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным либо путем включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 199, является преступлением небольшой тяжести.
Организации (юридические лица) уплачивают такие налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на операции с ценными бумагами и ряд других. К организациям, о которых говорится в ст. 199, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г.).
Сумма налога, подлежащего уплате, начисляется плательщиками, как правило, самостоятельно, исходя из налоговой базы с учетом предоставленных льгот и установленных ставок налога. Срок уплаты устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому из налогов.
Способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации определены непосредственно в законе.
Незаконный возврат законно уплаченного налога содержит признаки хищения, а не уклонения от уплаты налога. Другое дело — незаконный зачет якобы излишне уплаченных налогов в счет предстоящих платежей налогоплательщика. Здесь имеет место уклонение от уплаты налога.
Уклонение от уплаты налогов следует считать оконченным не с момента представления организацией — плательщиком налога в соответствующий налоговый орган документов, содержащих недостоверные данные об объектах налогообложения, а с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Все предшествующие действия (внесение искажений в первичные документы бухгалтерского учета, представление декларации, содержащей ложные сведения в налоговый орган и т.п.) являются лишь приготовлением (покушением) к совершению преступления.
Закон установил уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере (ч. 1) или в особо крупном размере (п. «б» ч. 2), содержание которых раскрыто в примечании к ст. 199 УК. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд. Если итоговая сумма неуплаты будет превышать 1,5 млн. руб. или 500 тыс. руб., размер неуплаты считается крупным, правда, в последнем случае доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна превышать 10% от суммы подлежащих уплате налогов и (или) сборов. Особо крупная неуплата налогов и (или) сборов должна в пределах того же периода превышать 7,5 млн. руб. либо 2,5 млн. руб. при условии в этом случае, что доля неуплаты превышает 20%, подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
Субъект преступления. К ответственности за совершение данного преступления могут быть привлечены лишь те служащие организаций — плательщиков налогов любой организационно-правовой формы и формы собственности, в обязанности которых входит оформление соответствующих документов об уплате налога и сборов и представление их в налоговый орган, в том числе и организаций с иностранными инвестициями, международных организаций и объединений, компаний и фирм, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство. Такими лицами являются руководитель организации, главный (старший) бухгалтер и лица, занимающие иные должности, но выполняющие функции названных субъектов. Однако Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 Постановления от 4 июля 1997 г. указал, что помимо руководителя организации-налогоплательщика, главного (старшего) бухгалтера или лиц, фактически выполняющих их обязанности, к ответственности по ст. 199 могут быть привлечены иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения. При этом, как можно понять из текста Постановления, имеется в виду их ответственность в качестве исполнителей, а не других соучастников преступления.
Это решение очень спорно. При таком подходе получается, что объективная сторона уклонения от уплаты налогов с организаций начинает выполняться уже в момент внесения ложных данных в первичные документы бухгалтерского учета, а не только в документы, которые представляются в налоговые органы. Не следует забывать и положения закона, согласно которым руководитель организации ответствен за ведение всех дел организации, а главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Поэтому все иные лица, кроме руководителя и главного бухгалтера (либо лиц, выполнявших их обязанности), в том числе и те, кто искажал с целью уклонения от уплаты налога данные в первичных документах бухгалтерского учета, могут нести ответственность лишь как соучастники данного преступления (или как участники преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору).
Должностные лица налоговых органов, умышленно содействовавшие уклонению от уплаты налогов и иных обязательных платежей, привлекаются к ответственности за соучастие в этом преступлении и за соответствующее преступление против интересов государственной службы (ст. 285, 290, 292) по совокупности.
Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотив и цель совершения такого деяния не имеют решающего значения для его правовой оценки.
Квалифицированными видами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций являются совершение этого деяния:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере.
В группу лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, помимо руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) организации могут входить и иные лица, участвовавшие в исполнении объективной стороны преступления.

3. Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1)

Федеральный закон 2003 г. дополнил УК ст. 199.1, предусматривающей ответственность за неисполнение в личных целях обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.
Согласно ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются организации и (или) физические лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом для уплаты налога налогоплательщиком. Естественно, что уголовный закон усматривает ответственность только физических лиц, исполняющих обязанности налоговых агентов.
Налоговый агент должен исчислить налог и произвести удержание суммы налога из тех денежных средств, которые предназначены для выплаты налогоплательщику; следовательно, статус налогового агента может возникнуть лишь у тех организаций и физических лиц, которые являются «источниками выплат доходов налогоплательщику»: работодатели, банки, выплачивающие доходы физическим лицам, российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам.
Помимо налоговых агентов законодательством предусмотрены и сборщики налогов и (или) сборов (ст. 25 Налогового кодекса) — государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие в силу прямого указания Налогового кодекса прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов (сборов) и перечисление их в бюджет (например, суды, органы исполнительной власти местного самоуправления, органы записи актов гражданского состояния — в части взимания госпошлины за совершение юридически значимых действий). Однако в ст. 199.1 УК говорится об ответственности только лиц, выполняющих обязанности налоговых агентов.
Объективная сторона преступления состоит в совершении в крупном размере хотя бы одного из указанных в законе деяний:
1) неисполнение обязанностей по исчислению налогов;
2) неисполнение обязанностей по удержанию налогов;
3) неисполнение обязанностей по перечислению налогов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).
Крупный размер деяния определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК).
Субъектами преступления являются лица, в силу занимаемой должности или возложенной обязанности исполняющие функции налоговых агентов по начислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).
Преступление совершается с прямым умыслом. При этом виновное лицо руководствуется личными интересами, которые могут иметь корыстный характер или быть связанными с побуждениями сугубо личного характера (например, родственные чувства).
Квалифицированным видом является невыполнение обязанностей налогового агента в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК), который определяется суммой неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов, превышающей 1 млн. руб.
Неисполнение обязанностей налогового агента, совершенное за вознаграждение материального характера, квалифицируется по совокупности ст. 199.1 и 290 либо 204 УК.
Неисполнение обязанностей налогового агента и последовавшее противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение с корыстной целью денежных средств, подлежавших перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), квалифицируется по совокупности ст. 199.1 и 159 (160) УК.
Неисполнение обязанностей налогового агента является преступлением небольшой тяжести, а его квалифицированный вид — тяжким преступлением.

4. Сокрытие денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2)

Федеральным законом 2003 г. введена также ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенные собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере. Крупный размер определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб. Преступление отнесено законодателем к категории средней тяжести.
Под недоимкой понимается не внесенная в срок и числящаяся за плательщиком часть налога (сбора). В ст. 31 Налогового кодекса РФ в числе прав налоговых органов предусмотрено и право взыскивать недоимки по налогам и сборам. При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, где содержатся сведения о сумме задолженностей по налогу, размере начисленных пеней, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Эти же правила применяются в отношении требования об уплате сбора.
Неисполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для принятия мер принудительного исполнения этой обязанности. К таким мерам Налоговый кодекс относит: обращение взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках; взыскание налога или сбора за счет иного имущества (наличные денежные средства, ценные бумаги, валютные ценности, автотранспорт, сырье и материалы, готовая продукция, станки, оборудование, здания, сооружения и т.д.), за исключением имущества, предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом и членами его семьи.
Объективная сторона преступления заключается в совершении самых разнообразных действий, которые закон характеризует одним понятием — сокрытие. Суть сокрытия заключается в утаивании денежных средств либо иного имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которого должно быть произведено взыскание недоимки по налогам (сборам).
Субъект преступления специальный. Им могут быть собственник или руководитель организации, иное лицо, выполняющее управленческие функции организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера в организации, индивидуальный предприниматель.
Преступление совершается с прямым умыслом.

Итак, общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. УК предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов, определив в качестве условий уголовной ответственности умышленный характер уклонения, способ совершения этого деяния, а также его крупный размер.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является видовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности?
2. Назовите основные криминообразующие признаки преступлений в сфере экономической деятельности. Приведите примеры.
3. Как вы представляете себе систему преступлений в сфере экономической деятельности?
4. Незаконное предпринимательство и незаконная банковская деятельность. В чем сущность этих преступлений? Назовите и проанализируйте условия уголовной ответственности за эти деяния.
5. Какие преступления против интересов кредиторов предусмотрены в УК? Как разграничить незаконное получение кредита от хищения кредитных средств путем мошенничества?
6. В чем может выражаться воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности? Кто может быть субъектом этого преступления?
7. Как провести разграничение между легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем?
8. Назовите составы преступлений, связанных с нарушением отношений добросовестной конкуренции.
9. Сопоставьте объективные и субъективные признаки составов незаконного получения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, и незаконного разглашения таких сведений.
10. Дайте характеристику объекта и объективной стороны состава изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг.
11. Назовите признаки уголовно наказуемой контрабанды.
12. Какие действия с валютными ценностями и при каких условиях влекут уголовную ответственность по российскому законодательству?
13. Дайте характеристику возможных криминальных действий при банкротстве или в предвидении банкротства.
14. При каких условиях уклонение от уплаты налогов влечет уголовную ответственность? Кто является субъектом этих преступлений?