§ 8. Преступления против установленного порядка обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и иностранной валюты

| Правовой портал "Правопорядок" | § 8. Преступления против установленного порядка обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и иностранной валюты |
§ 8. Преступления против установленного порядка обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и иностранной валюты

Литература:

Арзамасцев М.В., Базаров Р.А., Михайлов К.В. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Челябинск, 2001;
Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (Экономические преступления). СПб., 2002. Разд. 2. Гл. 2. § 6;
Гармаев Ю.П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (уголовно-правовая, криминалистическая и оперативно-розыскная характеристика, основы методики расследования). М., 2001;
Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Комментарий к главе 22 УК РФ. Ростов н/Д., 1999;
Пастухов И.Н., Яни П.С. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Проблемы квалификации. М., 1999;
Струкова А.А. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. СПб., 2002;
Туранов М.Ю. Уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней, жемчуга. Н. Новгород, 2000.

1. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191)

Условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ определен Федеральным законом от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В развитие положений этих законов принят ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, а также ведомственных приказов Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов РФ, инструкций, распоряжений и писем Центрального банка РФ.
Драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осьмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий; природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливается Правительством РФ. К таким изделиям относятся: ювелирные украшения, предметы сервировки стола, предметы украшения помещений и прочие изделия, применяемые в качестве украшений, различных утилитарных предметов быта (часы, портсигары, табакерки, чернильные приборы, предметы культа и т.п.) и в декоративных целях. Не относятся к ювелирным и иным бытовым изделия производственно-технического назначения из драгоценных металлов (пластины, проволока, контакты, лабораторная посуда и др.).
Незаконный оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней — опасное и распространенное в современной России преступление. Только в 2000 г. из незаконного валютного оборота было изъято около 308 кг драгоценных металлов и 4740 карат драгоценных камней, зарегистрировано 2095 преступлений и осуждено 706 человек.
Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты. Вместе с тем правовой режим драгоценных металлов и драгоценных камней имеет ряд существенных особенностей. Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом устанавливается Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и актами Правительства России.
Статья 191 содержит под общим названием «незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга» описание признаков двух самостоятельных составов преступлений, хотя и посягающих на один и тот же объект и совпадающих по характеристике предмета преступления, но существенно различающихся по признакам объективной стороны:

а) совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации;
б) незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.
Предметом обоих преступлений являются драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий, а также природные драгоценные камни и жемчуг, за исключением ювелирных и бытовых изделий из природных драгоценных камней или жемчуга и лома таких изделий. Драгоценные металлы и природные драгоценные камни могут быть в виде добытого из недр минерального сырья, самородных минералов, слитков аффинированных драгоценных металлов, монет, содержащих драгоценные металлы, сырья, полуфабрикатов, незавершенной производством продукции (включая ювелирные и иные бытовые изделия), готовой продукции, не относящейся к ювелирным и бытовым изделиям, материалов, инструментов, оборудования, установок, приборов, средств вычислительной техники, деталей, узлов, содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, а также в виде лома и отходов, их содержащих.
Что касается драгоценных камней как предмета данного преступления, то закон абсолютно четко установил, что речь идет только о природных драгоценных камнях, а отнюдь не искусственных, синтезированных (стразы).
Исходя из смысла закона и грамматического толкования, можно полагать, что ст. 191 также имеет в виду природный жемчуг. Не являются предметом рассматриваемого преступления сусальное золото (тончайшие пленки золота, наносимые на изделия в декоративных целях), ордена и другие награды, выполненные из драгоценных металлов и камней.
Применительно к драгоценным металлам, природным драгоценным камням и жемчугу наказуемы в уголовном порядке все виды сделок (купля-продажа, дарение, мена, залог, заем и др.), совершенные в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст. 3) установил, что в Российской Федерации действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок, связанных с обращением: стандартных и мерных слитков аффинированных драгоценных металлов; необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку; обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию; самородков драгоценных металлов; изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий, полуфабрикатов, содержащих драгоценные металлы; монет, содержащих драгоценные металлы.
До организации и начала работы бирж драгоценных металлов и драгоценных камней сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Здесь в первую очередь следует назвать:
Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756;
Положение о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 759.
При этом под обращением драгоценных металлов и драгоценных камней понимаются действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе их использование в качестве залога.
Добытые и произведенные (т.е. извлеченные из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов) драгоценные металлы, за исключением самородков, после необходимой обработки должны поступать на аффинаж в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа определяется Правительством РФ. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми соответствующими лицензиями и договорами. Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе в воинских частях и формированиях, в которых образуются этот лом и отходы. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями для вторичного использования или реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности, для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней.
Под рекуперацией понимается извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (отделкой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору алмазов.
Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде должны быть предложены субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке для приобретения специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых были добыты эти металлы и камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и камней субъектов РФ.
Уникальные самородки драгоценных металлов, не подлежащие переработке, уникальные драгоценные камни также предлагаются по договорной цене субъектами их добычи для приобретения в приоритетном порядке сначала специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых добыты эти самородки и камни. Самородки, не относящиеся к категории уникальных, могут продаваться субъектами их добычи в порядке, установленном законодательством РФ.
Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке, могут быть реализованы субъектами их добычи и производства любым юридическим и физическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и камней, использованы в собственном производстве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательства, а также вывезены в установленном порядке с территории РФ для реализации на внешнем рынке.
Таким образом, незаконность сделки с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями может быть определена незаконностью самой добычи или производства этих предметов (т.е. если драгоценные металлы или камни добыты или произведены незаконно, то незаконными являются и последующие сделки с ними), а также нарушением установленного порядка осуществления сделок с правомерно добытыми или произведенными драгоценными металлами и камнями (по кругу субъектов, предмету сделки, месту ее совершения, нарушением приоритетного порядка и др.).
Незаконная сделка с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом признается оконченным преступлением, когда выполнены все действия, составляющие суть соответствующей сделки (купли-продажи, мены, дарения, использования в качестве средства платежа и др.). Если сделка, совершенная в нарушение правил, установленных законодательством РФ, была двусторонней или многосторонней, то ответственности подлежат все участвующие в ней стороны.
Составы незаконного хранения, перевозки или пересылки драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга имеют в виду случаи, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления либо приобретены путем сделки, совершенной в нарушение правил, установленных законодательством РФ. Именно незаконный источник (способ) приобретения данных ценностей делает незаконными последующее их хранение, перевозку или пересылку.
Под хранением понимаются любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга во владении виновного (при себе, если это не связано с перевозкой, в помещении, тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности. Хранение — длящееся преступное деяние; оно совершается до тех пор, пока названные предметы остаются в незаконном владении виновного.
Перевозка — любые умышленные действия по перемещению драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга из одного места в другое с использованием транспортного средства. Она может осуществляться открыто или тайно, с сокрытием в транспортном средстве, в багаже, одежде, специально изготовленном тайнике, контейнере, на человеке либо в полостях человеческого тела или животных и т.п.
Пересылкой признается незаконное перемещение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в виде почтовых, багажных отправлений (посылка, бандероль, багаж и т.п.), с нарочным или иным способом, когда их транспортировка осуществляется в отсутствие отправителя. Незаконная пересылка считается оконченным преступлением с момента сдачи соответствующего предмета для отправления.
Для ответственности по ст. 191 достаточно совершения любого из этих действий.
В ч. 1 ст. 191 ничего не сказано о размере (стоимости) драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, необходимом и достаточном для уголовной ответственности в случае незаконных сделки, хранения, перевозки или пересылки, хотя крупный размер данного деяния, определяемый стоимостью предметов незаконного оборота, превышающей 250 тыс. руб., имеет квалифицирующее значение (п. «б» ч. 2 ст. 191).
Субъективная сторона. Рассматриваемое преступление в любой его разновидности может быть совершено только с прямым умыслом. Мотив преступления в законе не оговорен, но, как правило, является корыстным, хотя отдельные соучастники преступления могут руководствоваться и иными мотивами.
Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранец или лицо без гражданства по достижении им 16-летнего возраста.
Кроме крупного размера квалифицирующее значение имеет совершение деяний, предусмотренных в ч. 1 ст. 191, группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой (п. «в» ч. 2 ст. 191).
В случае совершения преступления организованной группой функции преступников могут быть четко распределены: одни из них хранят драгоценные металлы, камни либо жемчуг, другие — транспортируют их, третьи — находят контрагента в незаконной сделке, четвертые — непосредственно ее совершают и т.д.
Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга является преступлением средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков — тяжким преступлением.
Хищение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга и последующее совершение с ними незаконной сделки квалифицируется по совокупности ст. 158 — 162 (в зависимости от способа хищения) и ст. 191, даже если эти предметы похищены у лица, владевшего ими незаконно.
Хищение драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга и последующие их незаконное хранение, перевозка или пересылка также следует квалифицировать по совокупности названных статей, поскольку здесь совершаются посягательства на разные объекты.
Нарушение требований об обязательной сдаче на аффинаж или обязательной продаже государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней с последующей незаконной сделкой с этими ценностями или их незаконным хранением, перевозкой или пересылкой квалифицируется по совокупности ст. 192 и 191.
Незаконную перевозку или пересылку драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга через таможенную границу Российской Федерации при обстоятельствах, указанных в ст. 188, следует квалифицировать по совокупности ст. 191 и 188.

2. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192)

Добыча и производство драгоценных металлов, добыча драгоценных камней на территории Российской Федерации могут осуществляться исключительно организациями, получившими специальное разрешение (лицензию).
При этом под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а под добычей драгоценных камней — извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней. Производство драгоценных металлов — это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
Государственное регулирование добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и камней выражается не только в лицензировании соответствующих видов деятельности, но, в частности, и в установлении преимущественного права приобретения добываемых драгоценных металлов и драгоценных камней для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, формирования золотого запаса России и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ.
Хотя добытые из недр в соответствии с лицензией на добычу драгоценные металлы и драгоценные камни, как правило, являются собственностью субъектов добычи, федеральным законодательством установлен обязательный порядок передачи добытых и произведенных драгоценных металлов, за исключением самородков, для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ (ст. 20 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»), и приоритетный порядок продажи аффинированных драгоценных металлов, самородков драгоценных металлов и добытых из недр или рекуперированных драгоценных камней уполномоченным органам исполнительной власти РФ или субъектов РФ для пополнения государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней.
Статья 192 устанавливает ответственность за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере (когда стоимость не сданных или не проданных государству драгоценных металлов и драгоценных камней превышает 250 тыс. руб.).
Аффинажем называется процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение их до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям или международным стандартам. Добытое минеральное сырье подлежит переработке для получения аффинированного золота и серебра в виде слитков в организациях, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ. Предварительно оно может быть переработано с получением промежуточного продукта.
Произведенные таким образом на территории Российской Федерации из минерального сырья слитки золота и серебра покупаются у пользователей недр в первую очередь соответствующими государственными органами.
Согласно Положению о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации от 27 июня 1996 г. Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ размещают свои заказы на приобретение драгоценных камней в добывающих организациях — юридических лицах, имеющих лицензию и осуществляющих добычу драгоценных камней в пределах установленных квот. Добывающие организации, самостоятельно осуществляющие сортировку природных драгоценных камней, могут реализовывать сырые сортированные оцененные драгоценные камни обрабатывающим организациям и промышленным потребителям, имеющим право на приобретение драгоценных камней, при преимущественном праве их покупки Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Добывающие организации, не имеющие возможности сортировать и оценивать добытые драгоценные камни, в установленном порядке реализуют или передают их на сортировку и оценку Министерству финансов.
Вторичное сырье драгоценных металлов и камней (лом и отходы) продается (поставляется) его владельцами Минфину РФ или предприятиям-заготовителям, осуществляющим сбор и первичную обработку такого сырья.
Невыполнение правил обязательной сдачи минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, на аффинаж, а также обязательной продажи драгоценных металлов или драгоценных камней в крупном размере образует объективную сторону преступления.
Субъективная сторона. Преступление совершается умышленно.
Субъектом может быть руководитель организации, добывающей драгоценные металлы и драгоценные камни или занимающейся производством драгоценных металлов, а также руководитель артели старателей, добывающих полезные ископаемые на основании лицензии, лица, нашедшие самородки драгоценных металлов и драгоценных камней, и т.д.
Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней является преступлением средней тяжести.

3. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193)

В Послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации на 2001 г. отмечалось, что в стране по-прежнему сохраняется неблагоприятный деловой климат, отток капиталов превышает 20 млрд. долл. в год. В то же время «капитал нельзя держать «под стражей». Он должен иметь законную свободу передвижения — туда, где выгодно и где эффективно». По мнению Президента РФ, «нет смысла цепляться за неработающие ограничения в валютной сфере… Пора пересмотреть сами принципы валютного регулирования, приближая их к общепринятым в мировой практике» <*>. Эти положения нашли воплощение в новом Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г., вступающем в силу через шесть месяцев после его опубликования. Одним из принципов валютного регулирования и валютного контроля закон провозгласил исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции.
———————————
<*> См.: РГ. 2001. 4 апреля.

В законе даны разъяснения ряду понятий, знание которых необходимо для правильного применения ст. 193 УК. В частности, иностранной валютой признаются:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы государств), а также изымаемые или изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Резидентами являются:
а) физические лица — граждане РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве;
б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, и другие. Уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с иностранным законодательством, имеющие право в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ совершать банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Согласно положениям ст. 12 нового Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которые начнут действовать через год после вступления в силу данного Закона, резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). На территориях других иностранных государств резиденты могут открывать счета в банках в порядке, установленном Центральным банком РФ. Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые за рубежом, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках, находящихся в России. Некоторые ограничения, которые установлены при этом (ч. 3 и 4 ст. 12), действуют только до 1 января 2007 г.
В то же время и новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» установил необходимость регистрации резидентами иностранной валюты. В частности, согласно ст. 19, при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные услуги, переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности;
2) возврат в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентами за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, невыполненные работы и т.д.
После зачисления иностранной валюты на счета в уполномоченные банки и обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем рынке РФ (ст. 21) резиденты вправе в соответствии со ст. 12 Закона переводить валюту на счета в зарубежных банках. Можно предположить, что после вступления в силу всех положений нового Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» ст. 193 УК будет признана утратившей силу.
Статья 193 предусматривает ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.
Таким образом, речь идет только о таких средствах в иностранной валюте, которые принадлежат организации и находятся за границей.
Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — «невозвращением» этих средств, хотя факт невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, как правило, скрывается.
Нормативные акты обязывают субъекта, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои счета в уполномоченных банках РФ, а равно обеспечить возврат ранее переведенных за рубеж валютных средств в случае непоставки товара по импортному контракту. Соответственно, о выполнении объективной стороны состава данного преступления можно говорить, во-первых, в случаях, когда субъект просто не обеспечил выполнение этих обязанностей, хотя мог это сделать, а во-вторых, когда он к тому же принял специальные меры к невозврату валюты (поручение контрагенту перечислить валюту на иной счет, чем счет организации резидента в уполномоченном банке, находящемся в Российской Федерации, израсходование этих средств за рубежом и т.д.).
Нормативными актами в зависимости от оснований поступления средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному зачислению на счета в уполномоченный банк РФ, установлены различные сроки данной обязанности, истечение которых определяет момент совершения преступления.
Крупный размер деяния определяется в примечании к ст. 193 суммой невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающей 5 млн. руб.
Крупный размер может образовываться и из нескольких невозвращенных сумм иностранной валюты, например при совершении ряда экспортных, импортных и (или) бартерных операций, если это охватывалось единым умыслом.
Преступление окончено с момента истечения установленного Центральным банком срока перечисления из-за рубежа иностранной валюты на счет уполномоченного банка.
Данный состав преступления предусматривает специального субъекта, непосредственно указанного в Законе, — это руководитель организации (независимо от формы собственности). Таковым является руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации. Соучастниками специального субъекта могут быть и другие лица.
Субъективная сторона. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте — это умышленное преступление. Виновный руководитель организации знает о наличии за рубежом средств в иностранной валюте и об имеющихся обязанности и возможности их перечисления на счета в уполномоченный банк РФ, но не делает этого, руководствуясь различными соображениями (корыстные побуждения, интересы своей организации и др.).
С учетом различий в объектах посягательства невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк России, сопряженное с уклонением от уплаты налога с организации, следует квалифицировать по совокупности ст. 193 и 199.
Невозвращение средств в иностранной валюте и их последующее хищение также должно быть квалифицировано по совокупности преступлений.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте — преступление средней тяжести.

Итак, в настоящее время предусмотрена ответственность за следующие деяния, нарушающие установленный порядок обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и иностранной валюты:
незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;
нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов или драгоценных камней;
невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
Диспозиции статей об ответственности за эти деяния являются бланкетными, что требует обращения к нормативным актам, определяющим принципы и правила осуществления операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и иностранной валютой в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения этими ценностями.