§ 1. Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности. Понятие и виды

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности. Понятие и виды |
§ 1. Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности. Понятие и виды

Литература:

Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (Экономические преступления). СПб., 2002. Разд. II. Гл. 1;
Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. Гл. 1;
Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов, 1997. Гл. 1;
Пинкевич Т.В. Преступления в сфере экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика, система, особенности квалификации. Ставрополь, 2000. Разд. 1. Разд. 2. Гл. 1;
Талан М.В. Преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории и законодательного регулирования. Казань, 2001. Разд. 1. Гл. 1, 2;
Тюнин В.И. Уголовное законодательство и экономическая деятельность (история и современность). СПб., 2000. Гл. 3.

Экономическая преступность в России в последние годы растет быстрыми темпами. Если в 1997 г. было зарегистрировано 61,6 тыс. преступлений в сфере экономической деятельности, за совершение которых было осуждено 22,2 тыс. человек, то в 2000 г. уже соответственно зарегистрировано 160,4 тыс. таких преступлений и осуждено 49 тыс. человек. Особенно бурно растут преступления, представляющие повышенную опасность: фальшивомонетничество, контрабанда, незаконный оборот драгоценных металлов и камней, налоговые преступления. Наиболее криминогенной является сфера кредитно-финансовых отношений. Помимо хищений денежных средств с использованием подложных платежных документов широко распространены незаконное получение и нецелевое использование кредитов, перелив капиталов в неконтролируемую (теневую) экономику и зарубежные банки, «отмывание» криминальных денег. Все более изощренный характер приобретают незаконное предпринимательство, торговля фальсифицированными товарами.

Система командно-административного социализма с практически абсолютным господством государственной собственности, ограничением частного предпринимательства, централизованным планированием, ценообразованием и ресурсораспределением, жестким контролем государства в экономической сфере определяла наличие в прежнем уголовном законодательстве норм об ответственности за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество, спекуляцию, приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов, выпуск недоброкачественной продукции и за ряд других противоречащих принципам социалистической экономики деяний. Формирование рыночных отношений, возникновение многоукладной экономики неминуемо поставили задачу коренного пересмотра всего комплекса законов о так называемых хозяйственных преступлениях по УК 1960 г. Новая экономическая ситуация стала порождать новые виды общественно опасного экономического поведения, требующие установления новых уголовно-правовых запретов. Это различные нарушения законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность, проявления монополизма и недобросовестной конкуренции, обманные действия по отношению к кредиторам, умышленное и ложное банкротство, выпуск необеспеченных ценных бумаг, уклонение от уплаты налогов и целый ряд других деяний.
Конституция РФ 1993 г. закрепила основные принципы складывающейся в настоящее время в России экономической системы. Согласно Конституции РФ в России признаются и защищаются равным образом все формы собственности, гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности и предпринимательства. В то же время не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8 и 34). Эти положения получили развитие в ГК и определили основные подходы к регламентации правонарушений в сфере экономической деятельности в условиях современной России.
Эти подходы представляются следующим образом:
государство ограничивает свое вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов. Однако этот тезис не означает абсолютную безучастность и безразличие государства к тому, что делается в данной сфере. Идеализированные представления о саморегулирующей и самодостаточной роли рынка, которыми грешили многие экономисты и криминалисты на ранних этапах экономической реформы, оказались явно неоправданными. Как было сказано в ежегодном (1997 г.) Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, «эффективное рыночное хозяйство — это не только свобода частной инициативы, но и строгий правовой порядок, единые стабильные и неукоснительно соблюдаемые всеми правила экономической деятельности. Задача государства — установить эти правила и обеспечить их выполнение» <*>. В связи с этим в новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24, поставлена задача усиления государственного регулирования в экономике;
———————————
<*> РГ. 1997. 7 марта.

государство должно обеспечить реализацию провозглашенных Конституцией РФ гарантий предпринимательской деятельности, в том числе защитить частного предпринимателя от «бюрократического рэкета», незаконного вмешательства в его деятельность, а также от проявлений монополизма и недобросовестной конкуренции;
государство должно бороться с криминальным предпринимательством, причиняющим вред интересам граждан (потребителей), законным интересам других предпринимателей и самого государства.
Конституционные положения о свободе и границах допустимой экономической деятельности, а также содержание самих законов, регулирующих эту деятельность, позволили в УК 1996 г. достаточно четко определить круг общественно опасных деяний в сфере экономики, заслуживающих в настоящее время считаться преступлениями, влекущими применение мер уголовно-правового воздействия. УК коренным образом реформировал систему преступлений в сфере экономической деятельности, существовавшую до его принятия. Наиболее принципиальные изменения сводятся к следующим положениям:
значительное число деяний, считавшихся преступлениями, с введением в действие УК 1996 г. перестали таковыми быть, т.е. проведена декриминализация ряда хозяйственных преступлений. Общественная опасность некоторых из этих деяний в новых условиях утрачена полностью, другие же рассматриваются теперь только как административные правонарушения;
существенно изменены условия уголовной ответственности за некоторые традиционные преступные деяния в сфере экономической деятельности;
УК 1996 г. принципиально отказался от конструкций составов преступления с административной преюдицией, когда уголовная ответственность наступала после правонарушения лица, ранее привлекавшегося к административной ответственности за такое же нарушение;
в результате уточнения объекта посягательства некоторые составы преступлений, сохранившиеся в уголовном законодательстве, получили закрепление в других главах УК (выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности; экологические преступления и др.);
наконец, в УК с учетом требований борьбы с новыми видами общественно опасного экономического поведения сформировано около двух десятков новых составов преступлений (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности; лжепредпринимательство; легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; незаконное получение кредита; злостное уклонение от возвращения кредиторской задолженности; незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну; преднамеренное и фиктивное банкротство и др.).
Процесс формирования нового законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности продолжается. Уже после вступления УК 1996 г. в действие в гл. 22 УК были включены пять новых статей (ст. 171.1, 174.1, 185.1, 199.1, 199.2), исключены две статьи (ст. 182 и 200), во многие статьи внесены изменения в описании признаков преступления.
«Преступления в сфере экономической деятельности» — самая большая глава в новом УК, включающая 35 статей, в которых содержится описание 41 вида преступлений. Это разные преступления, отличающиеся друг от друга признаками объективной стороны, характером общественной опасности и степенью тяжести. С учетом квалифицированных видов из числа преступлений в сфере экономической деятельности (76 составов) 27 относится к числу преступлений небольшой тяжести (в 12 случаях предусмотренные за совершение этих преступлений наказания не связаны с лишением свободы), 25 — средней тяжести, 20 преступлений являются тяжкими, а четыре — особо тяжкими.
По сложившейся в российском уголовном праве традиции признаком, объединяющим составы преступлений в соответствующей главе Особенной части УК, является общность родового объекта.
Родовой объект этих преступлений может быть определен как охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики.
Иначе говоря, таким объектом является установленный порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Государство устанавливает в регулятивных законах гарантии свободы предпринимательской и иной экономической деятельности, правила (порядок) этой деятельности и при помощи охранительных уголовных законов стремится обеспечить их исполнение. Преступления в сфере экономической деятельности нарушают интересы государства и иных субъектов экономической деятельности, а также интересы граждан (потребителей), поскольку они соприкасаются с данной деятельностью.
Относительно родового объекта преступлений в сфере экономической деятельности в современной уголовно-правовой литературе высказаны разные мнения. Н.А. Лопашенко, например, им считает общественные отношения в сфере реализации принципов осуществления этой деятельности, полагая таковыми принципы свободы экономической деятельности, ее законности, добросовестной конкуренции, добропорядочности ее субъектов и запрета заведомо криминальных форм их поведения <*>.
———————————
<*> См.: Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. С. 11 — 12.

В юридической литературе еще на основе ранее действовавшего законодательства сложилась классификация хозяйственных преступлений применительно к различным сферам народного хозяйства, где они совершались. Такая классификация малопродуктивна, поскольку не отражает особенностей объектов соответствующих групп преступлений. Однако уже после принятия нового УК ряд авторов по существу продолжают придерживаться того же принципа построения системы преступлений «в сфере экономической деятельности» <*>.
———————————
<*> См.: Уголовное право. Особенная часть / Под общ. ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М., 1997. С. 247 — 248; Уголовное право России. Части общая и особенная / Под ред. А.И. Рарога. 4-е изд. М., 2003. С. 420 — 421.

Н.А. Лопашенко, исходя из своего понимания объекта преступлений в сфере экономической деятельности, классифицирует их на следующие группы:
посягательства на общественные отношения по реализации принципа свободы экономической деятельности;
посягательства на общественные отношения по реализации принципа осуществления экономической деятельности на законных основаниях;
посягательства на общественные отношения по реализации принципа добросовестной конкуренции субъектов экономической деятельности;
посягательства на общественные отношения по реализации принципа добропорядочности субъектов экономической деятельности;
посягательства на общественные отношения по реализации принципа запрета криминальных форм поведения в экономической деятельности <*>.
———————————
<*> См.: Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. С. 16.

Это деление представляется искусственным. Так, все деяния, предусмотренные в данной главе, — это криминальные формы поведения, а нарушение правил добросовестной конкуренции — безусловное проявление непорядочности субъекта экономической деятельности.
К тому же не раскрывается сама суть общественных отношений, основанных на соответствующем принципе.
Думается, что систему преступлений в сфере экономической деятельности (против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности) по УК с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом 2003 г., можно представить следующим образом:
1) преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. С учетом особенностей субъектов преступлений внутри этой группы выделяются две подгруппы:
а) преступления должностных лиц, нарушающие установленные Конституцией РФ и федеральными законами гарантии осуществления экономической, в том числе предпринимательской, деятельности, права и свободы ее участников: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности — ст. 169, регистрация незаконных сделок с землей — ст. 170. Здесь посягательства на порядок осуществления экономической деятельности совершаются как бы извне, со стороны тех лиц, которые обязаны обеспечивать и контролировать этот порядок;
б) преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности «изнутри», самими участниками этой деятельности: незаконное предпринимательство — ст. 171, незаконная банковская деятельность — ст. 172, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции — ст. 171.1, лжепредпринимательство — ст. 173, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем, — ст. 174, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного лицом в результате совершения им преступления, — ст. 174.1, приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого незаконным путем, — ст. 175;
2) преступления против интересов кредиторов: незаконное получение кредита — ст. 176, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности — ст. 177, неправомерные действия при банкротстве — ст. 195, преднамеренное банкротство — ст. 196, фиктивное банкротство — ст. 197. Кредитные отношения — важнейший элемент рыночной экономики, и государство активно защищает интересы кредиторов;
3) преступления, нарушающие отношения добросовестной конкуренции. Эти деяния посягают на основной признак рыночной экономики, ее главный рычаг — конкуренцию. К ним следует отнести: недопущение, ограничение или устранение конкуренции — ст. 178, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения — ст. 179, незаконное использование товарного знака — ст. 180, нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм — ст. 181, незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну — ст. 183, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов — ст. 184;
4) преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг: злоупотребление при эмиссии ценных бумаг — ст. 185, злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах, — ст. 185.1, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг — ст. 186, изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов — ст. 187. Эти преступления, нарушая установленный порядок обращения денег и ценных бумаг, посягают на финансовые интересы государства и других участников экономической деятельности;
5) преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (таможенные преступления): контрабанда — ст. 188, незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники — ст. 189, невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран — ст. 190, уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, — ст. 194;
6) преступления против установленного порядка обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и иностранной валюты: незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга — ст. 191, нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней — ст. 192, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте — ст. 193;
7) преступления против установленного порядка уплаты налогов и сборов (налоговые преступления): уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц — ст. 198; уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций — ст. 199; неисполнение обязанностей налогового агента — ст. 199.1; сокрытие денежных средств либо имущества организаций или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, — ст. 199.2. Данные преступления посягают на налоговую систему Российской Федерации.
В процессе разработки и кодификации нового уголовного законодательства необходимо было преодолеть соблазн широкой криминализации, поскольку законы, регулирующие в настоящее время экономическую деятельность, содержат множество запретов. При этом ответственность за нарушение данных запретов формулируется, как правило, самым общим образом, т.е. устанавливается, что соответствующие нарушения влекут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, и не предлагается при этом критериев разграничения этих видов ответственности. Чрезмерно широкая криминализация правонарушений в сфере экономической деятельности, конечно, недопустима, поскольку уголовная ответственность — это крайнее средство, к которому следует прибегать, когда иные возможности исчерпаны.
В качестве критериев криминализации экономических правонарушений, их криминообразующих признаков, позволяющих отграничить экономические преступления от однородных административных правонарушений (гл. 14 — 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г.), УК 1996 г., отказавшись от конструирования составов с административной преюдицией, чаще всего использует:
характер причиненного последствия.
Во многих составах преступлений в данной главе обязательным условием уголовной ответственности является причинение крупного ущерба (ст. 171, 172, 173, 176, 178, 180, 185.1, 195 — 197);
размеры (размах, масштаб) правонарушающей экономической деятельности (ст. 171, 171.1, 172, 177, 180, 188, 192 — 194, 198 — 199.2);
способ действия — обман, подкуп, угрозы, сговор (ст. 176, 178, 179, ч. 1 ст. 183 и др.);
мотивацию — корыстную или иную личную заинтересованность (ст. 170, 173, 181, 196) или особую цель деятельности (ст. 173, 184, 197).
Составы преступлений в сфере экономической деятельности характеризуются умышленной виной. Концепция двух форм вины (ст. 27 УК) применима лишь к квалифицированным составам, предусмотренным ч. 2 ст. 169 и ч. 3 и 4 ст. 183 УК.
Большинство статей в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» имеют бланкетную или описательно-бланкетную диспозицию. Такой прием описания составов экономических преступлений понятен и вполне допустим, поскольку данные преступления нарушают порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, установленный различными отраслями права в соответствующих законах, регулирующих экономическую деятельность. Естественно, это вынуждает применителя норм уголовного закона систематически обращаться к действующему гражданскому, таможенному, финансовому, налоговому и другому законодательству.

УК 1996 г. принципиально по-новому, исходя из положений Конституции РФ, ГК и регулятивных законов, определивших гарантии и порядок осуществления предпринимательской и иных видов экономической деятельности в современной России, очертил круг уголовно наказуемых деяний в сфере экономической деятельности. Системообразующим признаком является общность объекта данных преступлений, каковым можно считать установленный порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.