§ 4. Иные преступления, направленные к извлечению имущественных выгод

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Иные преступления, направленные к извлечению имущественных выгод |
§ 4. Иные преступления, направленные к извлечению имущественных выгод

Литература:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 мая 1990 г. «О судебной практике по делам о вымогательстве» // СПП ВС. М., 1999. С. 323;
Мальцев В.В. Ответственность за преступления против собственности. Волгоград, 1999;
Минская В.С., Чечель Г.И. Уголовная ответственность за вымогательство. Ставрополь, 1994;
Панов Н.И. Уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Харьков, 1977;
Тенчов Э.С., Корягина О.В. Вымогательство. Иваново, 1998.

1. Вымогательство (ст. 163)

Вымогательство определяется в ч. 1 ст. 163 как требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения действий имущественного характера под угрозой насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, способных причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
Вымогательство — двухобъектное преступление. С одной стороны, оно посягает на собственность в распределительной сфере, прямо не затрагивая область производства или потребления материальных благ (основной объект), а с другой — альтернативно ставит под угрозу телесную неприкосновенность личности, ее честь, достоинство и деловую репутацию либо неприкосновенность иного (не вымогаемого) имущества отдельных собственников или владельцев.

В качестве потерпевших от вымогательства могут выступать собственники имущества, его владельцы, граждане, которые ведают имуществом или охраняют его, а равно близкие этих лиц. К близким в смысле ст. 163 следует относить не только ближайших родственников, но и других лиц, судьба которых дорога потерпевшим (например, правнуки, сводные братья и сестры, невеста, жених, племянники и др.).
Предмет вымогательства описан в законе альтернативно. Это чужое имущество, право на такое имущество или действия (услуги) имущественного характера. К последним можно отнести, например, возврат долговой расписки вымогателя без выплаты им ранее взятых денег, отказ от доли в общем имуществе, проведение без оплаты или за символичную сумму ремонта квартиры или автомобиля виновного, завещательный отказ в пользу вымогателя и т.п.
Объективная сторона вымогательства предполагает совершение двух активных действий, одно из которых заключается в требовании передачи имущества, права на него или оказания имущественных услуг и посягает на основной объект, а второе — в угрозе, содержание которой раскрывается в ч. 1 ст. 163 и которая направлена против личности потерпевшего ради обеспечения вреда отношениям собственности.
Требование передачи имущества (права на него) может быть предъявлено как собственнику (владельцу), так и его близким и носит незаконный характер, что может выразиться в требовании передать ценности без возмещения их эквивалента. Если же требование является обоснованным, хотя и соединено с угрозой, состав вымогательства отсутствует, а может идти речь о привлечении к ответственности по ст. 119, если, разумеется, угроза соответствует признакам, указанным в этой норме.
Нередко субъекты ссылаются на то, что потерпевший был им должен деньги (имущество) по гражданско-правовой сделке, хотя тот это оспаривает. Такое заявление требует тщательной проверки, поскольку ст. 163 считает предметом посягательства лишь чужое имущество. Если окажется, что субъект, хотя и противоправными методами, требовал возвратить принадлежащее ему имущество или предоставить уже оплаченные услуги имущественного характера, то поведение подобного лица надо расценивать не как вымогательство, а как самоуправство (ст. 330).
Угроза при вымогательстве по содержанию шире, чем при разбое (ст. 162), и охватывает собой:
а) запугивание любым насилием, а не только опасным для жизни или здоровья;
б) шантаж, т.е. угрозу распространения сведений, которые могут быть правдивыми, но носят позорящий характер или способны причинить существенный вред правам и интересам личности;
в) запугивание уничтожением или повреждением имущества, которое принадлежит владельцу, его близким, закреплено за ними по службе или вверено иными гражданами.
В конкретных случаях в постановлениях следователя и приговоре суда должно быть отражено, какого характера угроза последовала со стороны вымогателя.
Преступление считается оконченным с момента сопряженного с указанной угрозой требования виновного о передаче имущества независимо от того, было ли оно удовлетворено потерпевшим.
Субъективная сторона вымогательства характеризуется прямым умыслом, охватывающим общественно опасные и фактические свойства преступного деяния, а равно корыстной целью.
Субъектом вымогательства может быть вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
В ч. 2 ст. 163 предусматривается вымогательство, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) с применением насилия;
в) в крупном размере (см. примеч. 4 к ст. 158).
Насилие в смысле этого предписания призвано подкрепить высказанную угрозу его применения, но не связано с причинением тяжкого вреда здоровью.
Часть 3 ст. 163 определяет ответственность за вымогательство, совершенное:
а) организованной группой (признаки указаны в ч. 3 ст. 35);
б) в целях получения имущества в особо крупном размере;
в) с причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 111).
Эти квалифицирующие признаки понимаются так же, как и в нормах о хищении.
Деяние, описанное в ч. 1 ст. 163, относится к категории преступлений средней тяжести, в ч. 2 — к тяжким, а в ч. 3 — к особо тяжким преступлениям.

2. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165)

Деяние посягает на отношения собственности в распределительной области (основной объект), но одновременно воздействует негативным образом на ту сторону финансовой сферы государства, которая связана с ее формированием и пополнением (дополнительный объект).
Предметом анализируемого преступления выступают имущественные ценности, обычно денежные средства, подлежащие передаче государству в качестве обязательных платежей (скажем, пошлина за оформление нотариальных документов) или иным субъектам в виде платы за пользование имуществом или иные услуги. Иногда таким предметом считают и то имущество, которое эксплуатируется виновным для извлечения незаконной выгоды, либо стоимость его износа или потребления <*>. Это вызывает сомнение, поскольку подобное имущество, например служебный автомобиль, выступает средством получения выгоды, от передачи которой владельцу транспорта уклоняется виновный, а стоимость износа автомобиля отражается в размере платы за его использование.
———————————
<*> См.: Панов Н.И. Уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. С. 17 — 19.

Объективная сторона рассматриваемого посягательства описывается в рамках материального состава и предполагает два обязательных признака, один из которых — «причинение имущественного ущерба» — характеризует сущность деяния и его последствия, а второй является альтернативным и указывает на способ совершения преступления («обман» или «злоупотребление доверием»).
Причинение имущественного ущерба собственнику или владельцу, как указывается в законе, происходит при отсутствии признаков хищения. Субъект не производит изъятия чужого имущества и не обогащается за счет такого изъятия. Он совершает преступление в форме бездействия, не выполняет правовую обязанность передать денежные ценности соответствующим юридическим или физическим лицам.
Материальные последствия подобного бездействия носят явственный характер и выражаются на стороне потерпевших организаций или граждан в упущенной выгоде. Эти последствия имеют «оборотную» сторону — имущественную выгоду виновных субъектов, которые либо сберегают собственные средства, подлежащие передаче юридическим или физическим лицам, либо, эксплуатируя закрепленное за ними собственником имущество в интересах третьих лиц, оставляют себе платежи, полученные от клиентуры (пассажиров, огородников и др.).
Закон не определяет минимальных размеров указанных последствий, но представляется, что они должны быть достаточно существенными, чтобы подрывать законные интересы собственников или иных владельцев. Этот вопрос следует решать с учетом величины неплатежей, стоимости оказанных услуг и размера сумм, уплаченных клиентурой и оставленных виновным в свою пользу.
Обман как способ деяния, описанного в ст. 165, заключается в искажении или сокрытии обстоятельств, выступающих основанием возникновения у субъекта обязанности передать ценности физическим или юридическим лицам. Это может быть занижение в нотариальной конторе цены продаваемого домовладения, фальсификация показателей счетчика электроэнергии и т.п. Использование подложных документов есть разновидность такого обмана, а их изготовление находится в реальной совокупности и нуждается в дополнительной квалификации по ст. 292 или 327.
Если же обман совершается виновным в целях уклонения от уплаты налогов или таможенных платежей в крупном размере, то при юридической оценке содеянного надо применять специальные нормы, содержащиеся в ст. 194, 198 или 199.
Злоупотребление доверием в смысле ст. 165 предполагает использование виновным во вред представляемым им юридическим или физическим лицам имеющихся у него правомочий по эксплуатации доверенного ему имущества (автомобилей, строительных механизмов и др.). Используя такое имущество и предоставляя услуги третьим лицам, субъект либо делает это вообще безвозмездно, либо берет себе поступившие от клиентов средства.
Совершение предусмотренного ст. 165 деяния субъектом, использующим для этого свое служебное положение, следует, очевидно, квалифицировать по правилам идеальной совокупности по ст. 201 или 285, если имеются все необходимые признаки, указанные в этих нормах.
Субъективная сторона. Прямым умыслом субъекта охватываются свойства предмета посягательства, способ уклонения от его передачи по назначению и форма извлеченной им самим имущественной выгоды.
Для преступления характерна также корыстная цель, которая сводится к стремлению извлечь выгоду за счет надлежащих получателей имущественных средств.
Субъектом преступления могут быть вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, за исключением случаев, когда предполагается более зрелый возраст субъекта (совершеннолетие).
В ч. 2 ст. 165 установлена ответственность за то же деяние, совершенное:
а) либо группой лиц по предварительному сговору;
б) либо в крупном размере (см. примеч. 4 к ст. 158).
Первый из квалифицирующих признаков предполагает наличие двух или более субъектов, которые на стадии приготовления к преступлению договорились учинить обман или злоупотребить доверием и таким образом извлечь имущественную выгоду для себя или иных лиц.
Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 165) предполагает:
а) совершение его организованной группой;
б) причинение особо крупного ущерба (более 1 млн. руб.).
Деяние, описанное в ч. 1 ст. 165, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а в ч. 2 и 3 — средней тяжести.

Итак, преступления против собственности, не являющиеся хищением, но направленные к имущественной выгоде (вымогательство и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), обладают различиями в дополнительном объекте, предмете посягательства, структуре и характере объективной стороны, что адекватно отражается в содержании умысла виновных лиц, а равно в специфике их корыстной цели. Реальное применение ст. 163 и 165 требует четкого уяснения всех свойств этих преступных деяний.