§ 1. Общее понятие и классификация преступлений против конституционных прав и свобод

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Общее понятие и классификация преступлений против конституционных прав и свобод |
§ 1. Общее понятие и классификация преступлений против конституционных прав и свобод

Литература:

Всеобщая декларация прав человека // Права человека: Основные международные документы. М., 1989;
Федеральный закон «О связи» // РГ. 2003. 10 июля;
Иванов В.Н. Уголовно-правовая охрана основных прав граждан. М., 1967;
Кругликов Л.Л. Преступления против личности: Текст лекций. Лекции 3 — 6. Ярославль, 1998;
Нуркаева Т.Н. Личные (гражданские) права и свободы человека и их охрана уголовно-правовыми средствами: вопросы теории и практики. СПб., 2003.

Часть 1 ст. 2 УК выдвигает на первый план задачу охраны прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств. В Особенной части УК сформирована гл. 19 (ст. 136 — 149), определяющая ответственность за возможные посягательства против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Конечно, предписаниями данной главы не исчерпывается уголовно-правовая защита прав и свобод человека. В сущности, все нормы уголовного права так или иначе, прямо или опосредованно направлены на защиту интересов человека. Они способствуют созданию обстановки стабильности в обществе, обеспечению надлежащих социально-экономических и политических условий всестороннего развития человеческой личности. Соответствующие гарантии предоставляются наряду с гражданами РФ также иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Но запреты гл. 19 Особенной части УК обладают специальной нацеленностью именно на защиту зафиксированных в международно-правовых актах и Конституции РФ прав и свобод личности.

Под преступлениями против конституционных прав и свобод человека и гражданина следует понимать предусмотренные (запрещенные) гл. 19 УК виновные общественно опасные деяния, прямо направленные на причинение существенного вреда закрепленным в Конституции РФ правам и свободам граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства.
Родовым объектом этих посягательств выступает совокупность конституционных прав и свобод человека и гражданина. В качестве основных объектов соответствующих видов таких преступлений следует рассматривать отдельные виды нарушаемых прав и свобод граждан.
Объективная сторона анализируемых преступлений проявляется обычно в действиях, активно подрывающих права и свободы граждан или препятствующих их реализации, в том числе и в тех случаях, когда посягательства в конкретной статье описываются с помощью термина «отказ» (ст. 140, 145), поскольку речь идет не просто о невыполнении законных требований граждан, а об активном противодействии осуществлению соответствующих прав и свобод. Но в ряде случаев наряду с активными действиями субъектов возможно совершение рассматриваемых посягательств в форме бездействия (ст. 141, 143, 148), когда субъект не выполняет лежащей на нем обязанности обеспечить соблюдение прав и свобод граждан. В большинстве случаев закон описывает деяния против конституционных прав в рамках формальных составов; поскольку причиняемый такими посягательствами вред не поддается конкретному измерению, достаточно самого факта нарушения прав и законных интересов граждан. Только при совершении трех видов преступлений предполагается нанесение вреда жизни или здоровью граждан (ст. 143) или причинение им крупного ущерба (ст. 146, 147).
Субъективная сторона. Преступления против конституционных прав и свобод носят умышленный характер. Но в одной норме (ст. 143) вина по отношению к последствиям определяется как неосторожность. При квалификации совершенного по ст. 145 требуется установить специальные мотивы в действиях субъектов.
Если исходить из буквального толкования текста ст. 20 УК, то субъектами посягательств против конституционных прав и свобод могут быть любые вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Фактически же по большинству предусмотренных в гл. 19 УК основных или квалифицированных составов уголовную ответственность могут нести субъекты, использующие для посягательств на права и свободы личности свое служебное положение (ч. 2 ст. 136 — 138, 144, ч. 3 ст. 139, ст. 140, 141, 142, 142.1, 143, 145, 145.1 и 149). В случае использования служебного положения рядовыми сотрудниками предприятий, учреждений или организаций содеянное ими исчерпывается признаками указанных уголовно-правовых норм. Иная ситуация складывается, если посягательство на конституционные права граждан совершают служащие негосударственных структур, обладающие распорядительными или иными управленческими функциями, злоупотребляющие ими и причиняющие крупный ущерб или иные тяжкие последствия (ст. 201), либо если посягательства совершают должностные лица, являющиеся представителями власти, а также выполняющие в государственных или муниципальных структурах организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции и злоупотребляющие своими полномочиями (ст. 285) либо превышающие их (ст. 286). Возможны два решения:
1) если подрыв конституционных прав граждан карается строже, чем служебные (должностные) преступления, то все содеянное этими лицами охватывается статьями гл. 19 УК;
2) если же строже санкции за уголовно наказуемые служебные деликты, то на основе правил об идеальной совокупности преступлений совершенные посягательства следует квалифицировать также по ст. 201, 285 или 286, но, естественно, при наличии всех признаков, указанных в этих нормах.
По характеру (содержанию) нарушаемых прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, в зависимости от объекта соответствующих видов посягательств рассматриваемые деяния могут быть разделены на три группы:
1) преступления против личных прав и свобод:
нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136);
нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137);
нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138);
нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139);
отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140);
нарушение авторских, изобретательских и смежных прав (ст. 146 — 147);
воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148);
2) посягательства на трудовые права граждан:
нарушение правил охраны труда (ст. 143);
воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144);
отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145);
невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1);
3) преступления против политических прав граждан:
воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141);
нарушение порядка финансирования избирательной кампании (ст. 141.1);
фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142);
фальсификация итогов голосования (ст. 142.1);
воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149).
Такая классификация несколько условна, поскольку некоторые деяния, входящие в состав выделенных групп, могут одновременно посягать на иные объекты уголовно-правовой охраны. Скажем, нарушение равенства граждан, являющегося неотъемлемым благом каждой человеческой личности, может негативно сказываться на любой сфере жизнедеятельности людей (личной, трудовой, политической и т.п.). Увольнение или отказ в приеме на работу беременной женщины или кормящей матери (ст. 145) подрывает не только право на труд, но также законные интересы защиты материнства и детства. В свою очередь, нарушение прав авторов (ст. 146) или изобретателей (ст. 147), затрагивая сферу индивидуальной творческой деятельности этих лиц, одновременно посягает на их трудовые права, если творчество связано с работой на предприятии или в учреждении, а кроме того, на интересы таких граждан как собственников, ибо им принадлежит право на вознаграждение за создание произведений искусства, науки или техники. В случае нарушения правил охраны труда (ст. 143) преступное деяние подрывает безопасность жизни или здоровья рабочих.
Вместе с тем в гл. 19 УК предусмотрена ответственность не за все преступные деяния против конституционных прав и свобод граждан. Если непосредственное нарушение равенства граждан (ст. 136) отнесено в этой главе к посягательствам на конституционные права и свободы, то действия, направленные к возбуждению национальной, расовой, религиозной вражды либо пропагандирующие неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности (ст. 282), признаются преступлением против государства, подрывающим основы конституционного строя Российской Федерации.

Итак, в соответствии с международно-правовыми нормами и Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина взяты под охрану уголовного закона в качестве одной из высших ценностей. В гл. 19 УК выделяются три группы посягательств на конституционные права и свободы, подрывающие соответственно личные, трудовые и политические права граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства.