§ 2. Система Особенной части уголовного права

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Система Особенной части уголовного права |
§ 2. Система Особенной части уголовного права

1. Понятие системы Особенной части уголовного права

Согласно ч. 1 ст. 1 уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса, из чего следует, что понятия «уголовное законодательство» и «Уголовный кодекс», «система Особенной части уголовного законодательства» и «система Особенной части УК» в принципе совпадают. Вместе с тем данный тезис нуждается в пояснении.
Во-первых, по смыслу той же ч. 1 («Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс») вполне мыслимо принятие и временное автономное функционирование новых законов, содержащих уголовно-правовые предписания. Так, Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», в частности, предусмотрел особый порядок условно-досрочного освобождения для лиц, осужденных к лишению свободы за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (ч. 4 ст. 59); установил уголовную ответственность за введение в пищевые продукты или напитки наркотических средств или психотропных веществ без уведомления лица, для которого они были предназначены (ч. 5 ст. 59). В то же время в заключительных положениях Закона не предусмотрена обязанность в период до вступления его в силу (через три месяца со дня опубликования) включения упомянутых положений уголовно-правового характера в УК.

Конечно, это положение ненормально, и в будущем в такого рода комплексных законах обязательно должна содержаться оговорка о приведении в соответствие с принимаемым новым законом нормативных актов не только Президента и Правительства, но и ранее принятых законов, в том числе и уголовных.
Во-вторых, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Уголовный кодекс основывается:
а) на Конституции РФ;
б) на общепризнанных принципах и нормах уголовного права.
Конституция РФ имеет высшую силу и прямое действие (ч. 1 ст. 15), в том числе и ее нормы уголовно-правового характера. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ зафиксировано также, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» в ч. 3 ст. 5 устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно.
В подобных случаях, следовательно, возможно «выпадение» уголовно-правовых предписаний из системы Особенной части действующего Кодекса, равно как и еще в двух ситуациях.
Одна из них касается содержания ч. 3 ст. 331 УК, в соответствии с которой «уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени». Ясно, что речь идет об уголовных законах чрезвычайного характера, которые могут оказаться вне системы Особенной части действующего УК.
Наконец, ч. 1 ст. 9 предусматривает, что «преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Складывается, таким образом, на первый взгляд парадоксальная ситуация: при смене законов по общему правилу применяется отмененный, официально утративший силу уголовный закон, не входящий в систему Особенной части действующего УК. Так, продолжают применяться нормы прежнего УК 1960 г. в отношении деяний, совершенных до 1 января 1997 г. и являющихся предметом судебного разбирательства в настоящее время (за исключением случаев применения обратной силы закона, когда действует уже новый уголовный закон — ст. 10).
Следовательно, за некоторыми изъятиями наблюдается совпадение Особенной части уголовного законодательства и УК.

2. Критерии систематизации

В статьях Особенной части (ст. 105 — 360) описан весьма значительный массив уголовно-правовых запретов — в общей сложности (с учетом дополнений) свыше 300 видов, что, кстати, заметно больше, чем в УК 1960 г. Причины этого роста кроются в появлении в новых условиях общественных отношений (объектов), нуждающихся в уголовно-правовом регулировании и охране, а также в стремлении более тщательно регламентировать существующие отношения, устранить пробелы в уголовном законодательстве и т.д.
Значительное количество статей в Особенной части диктует необходимость их упорядочения, группировки, систематизации.
Как известно, в качестве основных структурных единиц и в Общей, и в Особенной части УК выступают разделы и главы. Теорией уголовного права преступления в рамках главы традиционно классифицируются на группы (например, в гл. 21 — хищения; корыстные преступления, не являющиеся хищениями; некорыстные преступления; в гл. 16 — преступления против жизни; против здоровья; преступления, ставящие в опасность жизнь или здоровье). Заметим, что в УК заметно стремление законодателя учитывать устоявшиеся в теории классификации при построении его Особенной части.
Соответственно сказанному перед законодателем, располагающим нормы Особенной части УК не произвольно, а в определенном порядке, стояли как минимум следующие задачи:
разбить все статьи на разделы;
расположить разделы в определенной последовательности относительно друг друга;
в пределах каждого раздела выделить главы;
расположить главы относительно друг друга;
скомпоновать статьи внутри каждой главы в неофициальные (т.е. без особого выделения) группы, например преступления против жизни, преступления против здоровья и т.д.;
расположить эти группы относительно друг друга;
в пределах каждой группы расположить преступления в определенной последовательности.
Как законодателю удалось решить эти задачи?
Основными (базовыми) критериями, судя по структуре УК, выступили:
а) объект того или иного уровня по вертикали (межродовой, родовой и т.д.);
б) относительная важность объекта, его значимость, представление законодателя о его социальной ценности.
Прежде всего, законодатель осуществил, используя выделяемую в науке логики операцию «развала на кучи», разделение всего массива норм Особенной части на три составляющие: призванные охранять личность, общество, государство. Эта триада выделена Конституцией РФ, при этом, как известно, по-иному определена иерархия внутри триады, исходя из идеологии приоритета общечеловеческих ценностей (ст. 2).
Соответственно, во-первых, просматривается блок норм о преступлениях против личности (разд. VII), общества (разд. VIII и IX) и государства (разд. X — XII).
Во-вторых, эти блоки расставлены в соответствии с упомянутой иерархией ценностей. На первом месте посягательства на личность; затем — на общество (разд. VIII «Преступления в сфере экономики»; разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка») и, наконец, на интересы государства (разд. X «Преступления против государственной власти», разд. XI «Преступления против военной службы», разд. XII «Преступления против мира и безопасности человечества»).
Шесть разделов Особенной части УК расставлены по степени важности объекта (как правило, межродовые объекты являются сложными, составными). 19 глав УК расположены исходя из степени важности родового объекта. Некоторым особняком в этом плане стоит последняя глава УК, не случайно в период разработки УК 1996 г. звучали предложения поместить ее, напротив, на первом месте в Особенной части, поскольку обеспечение мира и безопасности человечества является необходимой предпосылкой и условием реализации всех интересов отдельного государства: личных, общественных, государственных. Законодатель, однако, предпочел иное построение норм: вначале касающиеся внутригосударственных проблем, а затем уже внешних отношений государства. Как правило, родовые объекты являются сложными, состоящими из нескольких объектов (см. заголовки гл. 16 — 20, 25, 27, 29 и др.).
Внутри глав явственно просматривается стремление законодателя скомпоновать нормы в неформальные группы и расположить в определенной последовательности группы, исходя из степени важности видового (группового) объекта <*>, и отдельные нормы о преступлениях, исходя из характера и степени общественной опасности преступлений.
———————————
<*> Существует и получил широкое распространение и иной подход: в основе выделения разделов лежит родовой объект, глав — видовой, групп внутри глав — непосредственный. Требуется время, чтобы осмыслить новое строение уголовного законодательства и определиться с классификацией объектов, положенных в основу этого строения.

Надо заметить, что законодателю при этом не все в одинаковой мере хорошо удалось. Так, в гл. 16 помимо двух групп преступлений, выделенных по признаку объекта (преступления против жизни, против здоровья), сформирована и третья, именуемая в учебной литературе как «Преступления, ставящие в опасность жизнь или здоровье». Ясно, что в данном случае нарушено единое основание деления, использованы два квалификационных признака (объект и создание или реализация опасности).
Внутри группы преступлений против правосудия просматриваются группы, выделяемые, скорее всего, по субъекту, чем по объекту преступления (преступления, осуществляемые должностными лицами системы правосудия и т.д.).
Преступления внутри групп, как правило, располагаются по принципу «от более опасного — к менее опасному виду», однако применяется и принцип противоположного характера — по нарастающей опасности (например, кража — грабеж — разбой).
В некоторых случаях, к сожалению, наблюдаются отступления от правила описания норм по группам. Так, одна из норм о хищении (ст. 164 «Хищение предметов, имеющих особую ценность») расположена после нормы о вымогательстве — корыстном преступлении, не являющемся хищением (ст. 163), нормы о нарушениях условий предпринимательской деятельности (ст. 169, 171 — 174) «разорваны» предписаниями ст. 170, не касающимися сугубо данной сферы.
Таким образом, система Особенной части действующего УК предстает в следующем виде.
Три блока, характеризующие нарушения общественных отношений в триаде: личность — общество — государство (соответственно разд. VII — XII).
Шесть разделов, выделяемых по межродовому объекту:
разд. VII «Преступления против личности»;
разд. VIII «Преступления в сфере экономики»;
разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»;
разд. X «Преступления против государственной власти»;
разд. XI «Преступления против военной службы»;
разд. XII «Преступления против мира и безопасности человечества».
Самый крупный раздел включает по состоянию на 1 января 2004 г. пять глав и 75 статей. Раздел VII состоит из пяти глав и 57 статей; VIII — из трех глав и 50 статей; X — из четырех глав и 61 статьи. В разд. XI и XII только по одной главе и соответственно 22 и восемь статей.
В настоящее время в Особенной части УК 273 статьи, расположенных в 19 главах.

Следует различать системы Особенной части уголовного законодательства и курса Особенной части: последний имеет своим предметом Особенную часть УК, вместе с тем по содержанию он несколько шире, в частности за счет данной главы учебника, а также освещения зарубежного законодательства и истории развития уголовного законодательства России.