§ 7. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора

| Правовой портал "Правопорядок" | § 7. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора |
§ 7. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора

Литература:

Смольников В.Е. Давность в уголовном праве. М., 1973;
Ткачевский Ю.М. Давность в советском уголовном праве. М., 1978;
Ткачевский Ю.М. Освобождение от отбывания наказания. М., 1970.

1. Сроки давности приговора, по истечении которых осужденный освобождается от наказания

Давность в уголовном праве — это предусмотренные законом сроки, по истечении которых, при наличии указанных в законе обстоятельств, исключается возможность осуждения лица или исполнения обвинительного приговора. Как уже отмечалось в предыдущей главе, законом предусмотрены два вида давности: освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК) и освобождение от наказания за истечением сроков давности обвинительного приговора (ст. 83 УК).
Давность обвинительного приговора — это установленный законом срок, в течение которого назначенное наказание должно приводиться в исполнение.
Истечение этого срока выступает в качестве основания освобождения от наказания.
Институт давности исполнения обвинительного приговора основан главным образом на отпадении общественной опасности осужденного. Поэтому и исполнение такого приговора по истечении установленного срока становится нецелесообразным. В противном случае наказание превратилось бы в самоцель и стало бы фактически средством возмездия за учиненное когда-то преступление.

Кроме того, истечение установленного и тем более длительного срока после совершения преступления не способствует формированию в сознании осужденного необходимой связи между преступлением и наказанием. Исполнение обвинительного приговора по истечении срока давности не способно обеспечить требуемый предупредительный и воспитательный эффект и противоречит гуманным началам уголовного права.
Сроки давности, по истечении которых обвинительный приговор не приводится в исполнение, дифференцируются. Если ранее (по УК 1960 г.) их продолжительность определялась в зависимости от размера наказания, то по действующему УК она поставлена в зависимость от категории преступления.
В соответствии с ч. 1 ст. 83 УК лицо, осужденное за совершение преступления, освобождается от отбывания наказания, если обвинительный приговор суда не был приведен в исполнение в следующие сроки:
а) два года — при осуждении за преступление небольшой тяжести;
б) шесть лет — при осуждении за преступление средней тяжести;
в) десять лет — при осуждении за тяжкое преступление;
г) пятнадцать лет — при осуждении за особо тяжкое преступление.
Исчисление давности начинается со дня вступления приговора в законную силу. Обвинительный приговор вступает в законную силу по истечении срока обжалования, если на него не поступила жалоба. В случае обжалования приговора он вступает в силу по рассмотрении дела вышестоящим судом. Приговор, не подлежащий кассационному обжалованию, вступает в силу с момента провозглашения.
Истечение указанных выше сроков давности исполнения обвинительного приговора влечет освобождение от наказания лишь в том случае, если осужденный не уклонялся от его отбывания. При уклонении течение сроков давности приостанавливается. В этом случае их течение возобновляется с момента задержания осужденного или явки его с повинной. При этом сроки давности, истекшие к моменту уклонения осужденного от отбывания наказания, подлежат зачету. Допустим, срок давности равен шести годам, до момента уклонения осужденного от отбывания наказания прошло четыре года. Следовательно, после задержания или явки с повинной оставшийся срок давности обвинительного приговора будет равен двум годам.
Ранее законодательство предусматривало возможность перерыва течения сроков давности в случае уклонения осужденного от отбывания наказания или совершения им в течение сроков давности нового преступления, за которое судом назначено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года. При перерыве истекшая часть срока давности на момент уклонения от отбывания наказания или совершения нового преступления аннулировалась, срок исчислялся заново (ст. 49 УК 1960 г.). Кроме того, в прежнем УК устанавливалось положение, согласно которому при уклонении от отбывания наказания обвинительный приговор не мог приводиться в исполнение, если со времени его вынесения прошло пятнадцать лет и давность не была прервана совершением нового преступления (ч. 2 ст. 49).

2. Уклонение от отбывания наказания

По действующему УК предусматривается только приостановление течения срока давности. Единственным его основанием является уклонение от отбывания наказания.
Уклонение — это умышленные действия, специально направленные на то, чтобы избежать отбывания наказания (неявка в орган, исполняющий наказание, проживание по поддельным или чужим документам, изменение фамилии, внешнего вида и др.). В то же время обычная смена места жительства или места работы не может расцениваться в качестве уклонения от отбывания наказания (если в качестве меры пресечения не применена подписка о невыезде).
В отдельных случаях уклонение от отбывания наказания заключает в себе признаки составов преступлений (ст. 313, 314 УК) и уголовную ответственность или влечет иные уголовно-правовые последствия (например, замену исправительных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы — ч. 3 ст. 50 УК). Уклонение возможно как до обращения приговора к исполнению, так и во время отсрочки его исполнения и даже в период отбывания наказания (побег из места лишения свободы либо уклонение от отбывания лишения свободы осужденного, которому разрешен краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы).
Обращает на себя внимание тот факт, что истечение любого срока при уклонении осужденного от отбывания наказания не может служить основанием освобождения от наказания. Подобная новелла УК 1996 г. вряд ли заслуживает поддержки. Скажем, лицо было осуждено за преступление небольшой тяжести. После его уклонения от отбывания наказания прошло тридцать лет. Возникает вопрос: целесообразно ли привлекать виновного к отбыванию наказания? Вряд ли. Применительно к подобным ситуациям, на наш взгляд, следовало бы в два раза увеличить дифференцированные сроки давности, указанные в ст. 83 УК.
В Кодексе не решен вопрос о сроках давности при совершении осужденным нового преступления. В таком случае, как представляется, сроки давности обвинительного приговора и привлечения к уголовной ответственности за вновь совершенное преступление должны исчисляться самостоятельно — с момента, когда наступает начало исполнения приговора суда. Если применена отсрочка исполнения приговора, начало срока давности совпадает с моментом ее окончания. Заканчивается давностный срок по истечении установленного законом периода времени в 24 часа предшествующего дня.

3. Применение срока давности к лицу, осужденному к смертной казни или пожизненному лишению свободы

По общему правилу истечение сроков давности обвинительного приговора не требует вынесения судом специального определения, осужденный как бы автоматически освобождается от отбывания наказания. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 83 УК вопрос о применении сроков давности к лицу, осужденному к смертной казни или пожизненному лишению свободы, решается судом. Это вызвано исключительно высокой степенью общественной опасности личности виновных и совершаемых ими преступлений, за совершение которых назначаются указанные виды наказания. Но если суд не сочтет возможным применить сроки давности, эти виды наказания заменяются лишением свободы на определенный срок. Вопрос о применении сроков давности обвинительного приговора рассматривается судом только по истечении пятнадцати лет. Если же этот срок не истек, то приговор к смертной казни или пожизненному лишению свободы должен приводиться в исполнение в общем порядке.
В силу особой опасности некоторых преступлений к виновным в их совершении сроки давности не применяются (ч. 4 ст. 83 УК). К таким преступлениям относятся: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356), геноцид (ст. 357) и экоцид (ст. 358 УК).
Нельзя не обратить внимания на очевидное противоречие в позиции законодателя. Если вопрос о применении сроков давности к лицу, осужденному к смертной казни или пожизненному лишению свободы, решается судом, то целесообразно ли вовсе не применять сроки давности к лицам, осужденным за такие преступления, за совершение которых не предусмотрены ни смертная казнь, ни пожизненное лишение свободы (ст. 353, 356, 358 УК)? Думается, нет. Однако в этом случае позиция законодателя, видимо, связана с участием России в Конвенции 1968 г. о неприменении сроков давности по преступлениям против мира и безопасности человечества.

Итак, освобождение от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора, имея своим основанием исправление лица и отпадение вследствие этого его общественной опасности, является окончательным и безусловным видом освобождения от отбывания наказания. Осужденный может освобождаться от отбывания всего срока наказания или только его части.