§ 5. Наказания, ограничивающие трудовую правоспособность осужденного

| Правовой портал "Правопорядок" | § 5. Наказания, ограничивающие трудовую правоспособность осужденного |
§ 5. Наказания, ограничивающие трудовую правоспособность осужденного

Литература:

Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М., 2002;
Михлин А.С. и др. Эффективность исправительных работ как меры наказания // Эффективность уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. М., 1968;
Тютюгин В.И. Лишение права занимать определенные должности как вид наказания по советскому уголовному праву. Харьков, 1982;
Цветинович А.Л. Дополнительные наказания: функции, система, виды. Куйбышев, 1989. Гл. 3.

1. Понятие и виды наказаний, ограничивающих трудовую правоспособность осужденного

Эта группа наказаний включает в себя четыре вида:
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
обязательные работы;
исправительные работы;
ограничение по военной службе.
Первое и третье из них предусматривались в УК 1960 г., остальные два вошли в УК 1996 г. как новые виды наказания. Содержание всех четырех составляют частичные ограничения трудовых прав осужденного. Эти наказания (в разной форме и степени) ограничивают зафиксированное в ст. 30 Конституции РФ право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на выбор по своему усмотрению рода деятельности и профессии, право на вознаграждение за труд. В связи с этими правоограничениями осужденный может утратить привычную для него работу или часть заработка, или возможность полноценного отдыха в свободное от работы время, или возможность продвижения по службе. Для людей, зарабатывающих себе на жизнь собственным трудом, это серьезные лишения. Тем не менее существование наказаний этого рода следует считать оправданным, поскольку их применение:

в одних случаях — отлучает человека от должности или деятельности, в связи с занятием которыми он совершил преступление;
в других — служит альтернативой наказанию в виде лишения свободы, особенно краткосрочному;
часто обусловливает известное воспитательное воздействие трудом на осужденного, чем способствует его ресоциализации. Ограничивая трудовую правоспособность осужденного, эти наказания не лишают его права на труд.
Все четыре вида наказания этого рода назначаются на определенный срок. Все они применяются только как основные, за исключением лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое может применяться и как дополнительное.
По УК 1960 г. к этой группе наказаний относилось также увольнение от должности, которое не вошло в новый УК в связи с утратой им социальной значимости, хотя относительно целесообразности исключения этого вида из системы наказаний высказано и иное мнение (Зубкова В.И. С. 188).
Применение наказаний указанных видов ухудшает и имущественное положение осужденного, так как приводит к уменьшению его заработка или возможности зарабатывать дополнительно. Однако это происходит не вследствие непосредственного воздействия на право собственности осужденного, а через воздействие наказания на трудовое правоотношение. Поэтому наказания этих видов отнесены к роду наказаний, ограничивающих трудовую правоспособность осужденного, а не к числу имущественных наказаний (по основному правоограничению).

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Данный вид наказания заключается в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве основного наказания на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного — на срок от шести месяцев до трех лет. В Особенной части УК 1996 г. это наказание указано в 6% всех санкций как основное и в 16,5% санкций — как дополнительное наказание. Однако в обоих качествах оно может быть назначено и при отсутствии упоминания о нем в санкции: как основное — при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление (ст. 64 УК), как дополнительное — на основании ч. 3 ст. 47 УК, в которой установлено, что такое назначение возможно, «если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». Эта формулировка несколько расширяет круг случаев, когда рассматриваемое наказание может быть применено в качестве дополнительного при отсутствии упоминания об этом в санкции, по сравнению с УК 1960 г., в ст. 29 которого такая возможность была обусловлена характером совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью. Исключение из текста закона этих слов означает, что суд может применить данное наказание в качестве дополнительного в случае совершения любого преступления, а не только по должности или при занятии определенной деятельностью (например, преподаватель занимается развратными действиями в отношении учащихся не своей школы, а по месту жительства).

Данное наказание, как указано в ч. 1 ст. 47 УК, состоит в запрещении осужденному:
а) занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления либо б) заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
По сравнению с УК 1960 г. круг должностей, на которые может распространяться запрет, здесь ограничен двумя государственно-правовыми сферами. Что касается запрета заниматься определенной деятельностью, в новом УК он конкретизирован указанием не только на профессиональную, но и на иную деятельность. В период действия УК 1960 г. применение данного запрета практически соответствовало этой формулировке, однако такая практика сформировалась на основе толкования закона Верховным Судом. Пленум Верховного Суда РФ также полагает, что не имеет значения тот факт, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица.
Применяя это наказание, суд может запретить осужденному занимать не только одну конкретную должность, но и группу должностей, объединенных по какому-то признаку, — например, лишить его права занимать в указанных органах должности, связанные с распоряжением финансами или с распределением материальных ресурсов, и т.п. При этом группа должностей должна быть четко обозначена; нельзя записать в приговоре о лишении права занимать должности в какой-то сфере управления. То же самое относится и к запрету заниматься какой-то деятельностью: род этой деятельности должен быть четко и ясно обозначен в приговоре. Эти требования вытекают из самого наименования вида наказания — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Точное их соблюдение позволит эффективно использовать предупредительные возможности данного наказания.
Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено с основным наказанием любого вида, кроме, разумеется, смертной казни. Не во всех случаях целесообразно его назначение с основным наказанием в виде исправительных работ, равно как и применение вообще. На это обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ, рекомендовавший судам при назначении дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами «при наличии к тому оснований и с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, обсуждать вопрос о целесообразности его применения в отношении лица, для которого управление транспортным средством является профессией» (п. 25 Постановления N 40 «О практике назначения судами уголовного наказания»).
Практически лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сравнительно редко упоминается законодателем в качестве основного, но зато гораздо чаще — в качестве дополнительного наказания.
Срок этого наказания как дополнительного исчисляется в зависимости от того, с каким основным наказанием оно сочетается. Если оно назначается в дополнение к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок начинает течь с момента вступления приговора в законную силу. Если оно назначается в дополнение к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, его срок исчисляется с момента отбытия основного наказания или освобождения от отбывания его, хотя содержащийся в нем запрет распространяется и на все время отбывания основного наказания.
К сожалению, в ч. 4 ст. 47 УК, где содержатся эти предписания, ничего не говорится об исчислении срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве дополнительного наказания к основному наказанию в виде штрафа или ограничения по военной службе. Как представляется, это умолчание нельзя считать предписанием о неприменении этого дополнительного наказания в названных двух случаях — скорее, здесь опять же издержки законодательной техники. Думается, что исчисление срока рассматриваемого дополнительного наказания в указанных двух случаях должно начинаться с момента вступления приговора в законную силу. Кстати, именно такой порядок определен в ст. 36 УИК относительно сочетания «лишения права» со штрафом.

3. Обязательные работы

Обязательные работы — вид наказания, относительно новый для российского уголовного законодательства. Во всяком случае, в УК 1926 г. и в УК 1960 г. такое наказание отсутствовало. В УК 1922 г. и ранее, в 1918 — 1921 гг., одним из вариантов принудительных работ без лишения свободы было принудительное выполнение физической неквалифицированной работы в общественных целях. Этот вариант принудительных работ можно считать прообразом нынешнего наказания в виде обязательных работ.
Обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ (ч. 1 ст. 49 УК).
Виды этих работ и объекты должны определяться органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы могут назначаться на срок от 60 до 240 часов и отбываются не более четырех часов в день и не менее, как правило, 12 часов в неделю (ст. 27 УИК). Таким образом, при максимальном сроке обязательных работ они могут продолжаться (в случае регулярного их отбывания) пять месяцев.
В УК предусмотрено, что обязательные работы не могут назначаться инвалидам первой группы, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу: а) по призыву и б) по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава (если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву).
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный фактически работал, засчитывается при определении срока заменяющих наказаний из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ. Это предписание ч. 3 ст. 49 УК следует понимать, очевидно, в том смысле, что из такого расчета должен определяться срок наказания, заменяющего неотбытые обязательные работы. Злостно уклоняющимся признается лицо, которое:
а) более двух раз в течение месяца не вышло на обязательные работы без уважительных причин;
б) более двух раз в течение месяца нарушило трудовую дисциплину или в) скрылось в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК).
Злостно уклоняющееся лицо, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и по обнаружении может быть задержано.

4. Исправительные работы

В отличие от обязательных работ исправительные работы известны уголовному законодательству советского периода с самого начала его существования. Вначале они именовались принудительными работами, позже — исправительно-трудовыми (УК 1926 г.) и, наконец, исправительными работами без лишения свободы (ст. 27 УК 1960 г.). Это наказание является одним из наиболее распространенных на практике после лишения свободы. В УК 1996 г. оно именуется исправительными работами. Основное правоограничение в них — удержание из всех видов заработка ежемесячно определенной части, которую указывает суд в приговоре и которая не может выходить за установленные законом пределы, — от 5 до 20%. При производстве удержаний учитывается также и натуральная часть заработной платы осужденного. В ходе исполнения приговора суд вправе снизить размер удержаний в случае ухудшения материального положения осужденного.
Исправительные работы могут быть назначены на срок от двух месяцев до двух лет, однако в исчислении этого срока есть одна существенная особенность: в срок отбывания наказания засчитывается только то время, в течение которого осужденный фактически работал и из его заработка производились удержания (или не работал по уважительным причинам, но ему выплачивалась заработная плата). Кроме того, в этот срок засчитывается время болезни, ухода за больным, отпуска по беременности и родам, а также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным. Началом срока отбывания рассматриваемого вида наказания является день выхода осужденного на работу.
В УК 1960 г. предусматривалось два вида исправительных работ:
а) с отбыванием по месту работы осужденного или б) с отбыванием в иных местах, определяемых органом, ведающим применением исправительных работ, в районе жительства осужденного.
При принятии УК 1996 г. от второго вида пришлось отказаться ввиду трудностей, возникших в современной социально-экономической ситуации с трудоустройством осужденных: с одной стороны, многие организации-работодатели не в состоянии обеспечить работой своих постоянных работников и вынуждены увольнять их или отправлять в отпуск без сохранения заработной платы; с другой — лица, совершившие преступления, оказываются в привилегированном положении по сравнению с законопослушными людьми, когда государственный орган в обход зарегистрированных и скрытых безработных направляет осужденных на вакантные рабочие места. Вместе с тем указанное изменение сузило возможность применения исправительных работ: они могли назначаться, как правило, тогда, когда к моменту постановления приговора осужденный имел постоянное место работы. Преимущество же этого варианта исправительных работ состоит в том, что в данном случае осужденный не утрачивает полезных социальных связей и в то же время испытывает предупредительное воздействие наказания, находится под наблюдением органа, ведающего применением исправительных работ, — уголовно-исполнительной инспекции. По смыслу закона, однако, не исключалось назначение исправительных работ и неработающим на момент вынесения приговора осужденным (ч. 4 ст. 40 УИК).
С конца 2003 г. законодатель, напротив, отказался от упомянутого вида исправительных работ, сделав адресатами их применения осужденных, не имеющих основного места работы. Соответственно данный вид наказания отбывается в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ (уголовно-исполнительной инспекцией), но в районе места жительства осужденного. Заметим, что понять логику изменения позиции законодателя весьма сложно. На наш взгляд, необходимо было предоставить право суду выбирать, как это и было в период действия УК 1960 г., один из двух видов исправительных работ.
Закон упоминает об ограничениях применения исправительных работ по кругу лиц: нельзя назначать их лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. В соответствии с Положением об уголовно-исполнительных инспекциях <*> одной из обязанностей инспекции является внесение в суды представлений по вопросам освобождения от наказания, в том числе в связи с тяжелой болезнью, наступлением беременности осужденной (ч. 4 и 5 ст. 42 УИК).
———————————
<*> РГ. 1997. 25 июня.

Исправительные работы не применяются в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту (на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву). Кроме того, ст. 51 УК предоставляет суду право назначения осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, фигурирующих в санкции соответствующей статьи Особенной части, ограничения по военной службе.
Если осужденный злостно уклоняется от отбывания наказания в виде исправительных работ, суд имеет право заменить ему неотбытую их часть ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ, один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК).
Понятие злостного уклонения от отбывания исправительных работ в уголовном законе не раскрывается, оно дается в УИК (ст. 46). Злостно уклоняющимся признается осужденный:
а) допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме либо б) скрывшийся с места жительства с целью уклонения от наказания (ч. 3). Такое лицо объявляется в розыск и по обнаружении может быть задержано.

5. Ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе (ст. 51 УК) — новый для нашего законодательства вид наказания, предназначенный специально для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Он может применяться в двух случаях:
а) при осуждении такого военнослужащего за совершение воинского преступления (гл. 33 УК), в санкции за которое предусмотрено наказание этого вида; в этом случае ограничение по военной службе может быть назначено (в пределах санкции) на срок от трех месяцев до двух лет;
б) при осуждении его за другие преступления — вместо предусмотренных в санкции соответствующей статьи Особенной части УК исправительных работ.
Правоограничительные элементы этого наказания состоят в том, что, во-первых, из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не более 20%. Размер удержания исчисляется на основе: а) должностного оклада, б) оклада по воинскому званию, в) ежемесячных и иных надбавок и г) других дополнительных денежных выплат.
Во-вторых, во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании. Более того, если с учетом характера содеянного и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он перемещается командиром на другую должность, о чем извещается суд, вынесший приговор.
В-третьих, срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного звания. Из анализа этих правоограничений вытекает вывод, что данный вид наказания представляет собой эквивалент исправительных работ, трансформированный для применения к военнослужащим-контрактникам. Поскольку военную службу можно рассматривать как разновидность трудовой деятельности, мы и относим наказание этого вида к числу тех, которые ограничивают трудовую правоспособность осужденного. Согласно ст. 148 УИК в случае увольнения осужденного с военной службы до истечения срока наказания командир воинской части ставит перед судом вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом или об освобождении от наказания.

Наказания, ограничивающие трудовую правоспособность осужденного, не лишают его права на труд. Они образуют в системе наказаний эффективную альтернативу наказанию в виде лишения свободы, что способствует дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания.