§ 3. Покушение

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Покушение |
§ 3. Покушение

Литература:

Дурманов Н.Д. Стадии совершения преступления по советскому уголовному праву. М., 1955;
Иванов В.Д. Ответственность за покушение на преступление. Караганда, 1974;
Кузнецова Н.Ф. Ответственность за приготовление и покушение на преступление по советскому уголовному праву. М., 1958;
Назаренко Г.В., Ситникова А.И. Неоконченное преступление и его виды. М., 2003.

1. Объективные и субъективные признаки покушения

Большую общественную опасность покушения в сравнении с приготовлением предопределяет непосредственное посягательство на охраняемый объект.
Покушение — это умышленное действие или бездействие, непосредственно направленное на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от лица обстоятельствам.
В юридической литературе обосновывалось и иное решение вопроса. Так, Н.Д. Дурманов писал, что при покушении может реально и не ставиться в опасность причинения вреда охраняемый объект посягательства (Дурманов Н.Д. С. 18 — 19). Такой подход не основан на законе. Любое преступление причиняет вред охраняемым отношениям либо создает реальную опасность причинения такого вреда. Не является в этой части исключением и покушение.

При покушении в поведении лица усматривается начало выполнения действия (реже бездействия), охватываемого объективными признаками конкретного преступления, непосредственно направленного на причинение преступного последствия. Однако ожидаемый результат не наступает, так как в ход событий вмешиваются независящие от субъекта обстоятельства. Таким образом, покушение всегда предполагает начало исполнения преступления. Например, покушение на убийство может выразиться в ударе ножом, при котором лезвие сломалось, и по этой причине повторить попытку оказалось невозможным.
С приготовлением покушение разграничивается по характеру совершаемых поступков и их направленности. При приготовлении создаются условия для последующего посягательства. При покушении посягательство уже реализуется, объект охраны ставится в опасность реального причинения вреда, действия лица направлены на осуществление замышляемого преступления, его фактическое совершение и причинение предусмотренного законом преступного последствия. Содеянное лицом уже охватывается объективными признаками конкретного состава преступления.
Часть 3 ст. 30 УК характеризует покушение как действие (бездействие). Покушение реализуется в бездействии, например при убийстве, когда жертву, находящуюся в беспомощном состоянии, лишают воды и пищи.
Для покушения характерна незавершенность преступления. Объективная сторона здесь выполняется не в полном объеме. Лицо либо не совершает всех задуманных действий (бездействие), либо не наступает желательное для него преступное последствие.
Покушение в материальных составах чаще связано с ненаступлением последствий. Например, проникнув в квартиру, субъект не сумел изъять ценности. В формальных составах незавершенность посягательства связана с фактом несовершения всех действий, которые образуют объективные признаки конкретного состава преступления.
Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» дается разъяснение, что «дача взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, а равно их получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случае когда должностное лицо или лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки или подкупа, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ или соответствующей частью статьи 204 УК РФ» <*>.
———————————
<*> БВС РФ. 2000. N 4. С. 7.

Причины и обстоятельства, в силу которых преступление не доводится до конца, могут быть самыми разнообразными. Однако их объединяет то общее, что они не зависят от лица, совершающего посягательство, не связаны с его желанием и волей. Это могут быть обстоятельства, связанные с непригодностью орудий и средств совершения преступления, наличием непреодолимых препятствий, появлением нежелательных очевидцев, активным сопротивлением потерпевшего, отсутствием предмета преступления и т.п. Если преступление не доводится до конца самим субъектом в силу каких-то внутренних побуждений (например, в силу жалости к жертве), содеянное рассматривается как добровольный отказ (ст. 31 УК).
Субъективные признаки покушения характеризуются виной в виде прямого умысла. Субъект сознает, что выполняет конкретные действия, направленные на совершение преступления и достижение преступного последствия, и желает совершить эти действия либо причинить преступное последствие.
Направленность умысла лица и конструкция конкретного состава преступления позволяют отграничить покушение от оконченного преступления. Например, причинение тяжкого вреда здоровью, при наличии умысла на лишение жизни потерпевшего, квалифицируется как покушение на убийство, а не как причинение вреда здоровью определенной тяжести.
Аналогично решает вопрос Пленум Верховного Суда РФ. В п. 6 Постановления от 27 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» подчеркнуто: «Кража и грабеж считаются оконченными, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению (например, обратить похищенное имущество в свою пользу или в пользу других лиц, распорядиться им с корыстной целью иным образом). Разбой считается оконченным с момента нападения в целях хищения чужого имущества, совершенного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия» <*>.
———————————
<*> БВС РФ. 2003. N 2. С. 7.

Из этого разъяснения следует, в частности, что нанесение потерпевшему побоев, не повлекших расстройства здоровья, при попытке отнять принадлежащее ему имущество квалифицируется как покушение на грабеж.

2. Оконченное и неоконченное покушение

Покушение делится на два вида: оконченное и неоконченное. Основанием для их выделения выступает степень завершенности действий, выполненных виновным, их близость к моменту окончания преступления.
Оконченным признается покушение, при котором лицо выполнило все, что считало необходимым для совершения преступления и причинения преступного последствия.
Фактически при оконченном покушении субъект выполняет все действия, предусмотренные объективными признаками конкретного состава преступления (например, выстрелил в жертву с целью совершения убийства). Однако по независящим от него обстоятельствам преступное последствие не наступает (допустил промах и т.п.). Оконченное покушение, в силу его близости к фактически оконченному посягательству, более общественно опасно, нежели неоконченное покушение.
Неоконченное покушение характеризуется тем, что лицо не выполнило всех действий, которые считало необходимыми для совершения преступления.
В данном виде покушения объективная сторона не развита. Субъект не выполняет всех действий, предусмотренных объективными признаками состава преступления. Субъективно преступление также не завершено. Лицо сознает, что не смогло выполнить всех задуманных действий, способных привести к желаемому результату. Так, при попытке вскрыть хранилище для последующей кражи выясняется, что запасенные инструменты не способны решить эту задачу — взломать запоры не удастся.
Деление покушения на оконченное и неоконченное имеет значение для индивидуализации наказания, а также для решения вопроса о добровольном отказе.

3. Негодное покушение

В теории уголовного права выделяется еще один вид неоконченного посягательства — негодное покушение. Основанием его существования является ошибка лица. Негодное покушение, в свою очередь, делится на покушение на негодный объект и покушение с негодными средствами (Иванов В.Д. С. 87 и сл.).
Покушение на негодный объект связано с действиями лица, которые из-за его фактической ошибки заведомо не способны причинить вред охраняемым отношениям. Ошибка может касаться свойств объекта, предмета, потерпевшего. Так, негодное покушение налицо при выстреле в труп, взломе сейфа, в котором нет денег, и т.п.
Вариант негодного покушения предусматривает п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Пленум подчеркивает, что «если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать взятку или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе» <*>.
———————————
<*> БВС РФ. 2000. N 4. С. 8.

Под покушением с негодными средствами понимается использование виновным для совершения преступления таких средств, которые объективно не могут привести к желаемому результату. Так, негодным признается покушение на убийство с использованием в целях отравления лекарства, принятого виновным за яд. Негодным средством при покушении будет также неисправное огнестрельное оружие и т.п.
Негодным может признаваться не только само используемое средство, но и методы, способы реализации преступного намерения. Например, виновный использует при покушении на убийство ядовитое вещество, но вводит его в организм потерпевшего малыми дозами, не способными причинить вред.
Негодное покушение не исключает общественной опасности содеянного и влечет уголовную ответственность. Ошибка лица, степень вредоносности средств, способы их применения учитываются судом при назначении наказания. Если же в процессе разрешения уголовного дела выясняется, что ошибка вызвана невежеством, суевериями и что средства, предназначенные для совершения преступления, объективно не способны причинить преступный результат (наговоры, заклинания, колдовство и т.п.), уголовная ответственность не наступает в связи с отсутствием в содеянном общественной опасности.
При назначении наказания за покушение важное значение имеют обстоятельства, в силу которых преступление не было доведено до конца. Покушение влечет менее строгое наказание, нежели оконченное преступление. По закону срок и размер наказания за покушение не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного статьей Особенной части за оконченное преступление. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы за покушение не назначаются (ст. 66 УК).

Покушение — умышленное действие или бездействие, непосредственно направленное на совершение преступления, если последнее не было доведено до конца по независящим от лица обстоятельствам.
Для покушения характерна незавершенность преступления. Лицо либо не совершает всех задуманных действий, либо не наступают преступные последствия.
Покушение характеризуется только прямым умыслом.
Покушение делится на оконченное, неоконченное и негодное.
При назначении наказания за покушение учитываются обстоятельства, в силу которых преступление не было доведено до конца.