§ 2. Преступное деяние

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Преступное деяние |
§ 2. Преступное деяние

Литература:

Бойко А.И. Преступное бездействие. СПб., 2003;
Дурманов Н.Д. Понятие преступления. М.-Л., 1948;
Козлов А.П. Понятие преступления. СПб., 2004;
Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 1960;
Тер-Акопов А.А. Бездействие как форма преступного поведения. М., 1980;
Тимейко Г.В. Общее учение об объективной стороне преступления. Ростов-на-Дону, 1977.

1. Понятие преступного деяния

В юридической литературе слово «деяние» употребляется в двух смыслах: во-первых, как понятие, указывающее на волевой характер поведения человека, во-вторых, как понятие, охватывающее лишь объективные признаки преступления.
Использование слова «деяние» в первом смысле оправданно тогда, когда речь идет о преступлении как об определенном единстве объективных и субъективных признаков. При характеристике признаков объективной стороны это слово может употребляться лишь во втором смысле. В противном случае в число ее признаков войдут и те, которые характеризуют субъективное отношение лица к содеянному. Поэтому использование указанного термина в первом смысле при описании свойств общественно опасного деяния как признака объективной стороны преступления <*> следует признать неудачным.

———————————
<*> См., например: Уголовное право. Общая часть. М., 1993. С. 116.

Преступное деяние обладает физическим, социальным и юридическим содержанием.
Физическое содержание раскрывает его как акт человеческого поведения.
По своим физическим свойствам преступление ничем не отличается от других поступков человека. Широко известно высказывание великого русского физиолога И.М. Сеченова: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение. Чтобы помочь читателю поскорее примириться с этой мыслью, я ему напомню рамку, созданную умом народов и в которую укладываются все вообще проявления мозговой деятельности, рамка эта — слово и дело» <*>.
———————————
<*> Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. С. 71.

Чаще всего деяние состоит из телодвижений, которые выражаются в виде жестов (например, при оскорблении) или физического воздействия на объекты внешнего мира (например, при краже, убийстве и т.п.). Нередко оно заключается в произнесении слов и выражений (например, при призывах к осуществлению экстремистской деятельности, клевете и др.). Бывают случаи, когда в одном и том же преступлении сочетаются и слова, и телодвижения (например, при хулиганстве).
Социальное содержание преступного деяния заключено в его общественной опасности.
В юридической литературе общественная опасность деяния обычно усматривается во вреде, который оно причиняет общественным интересам, или в порожденной им угрозе причинения такого вреда. Думается, это не совсем правильное представление. Во-первых, оно не учитывает, что ущерб не является составной частью деяния. Деяние — это динамическое явление, это процесс. Ущерб — его последствие, которое наступает одновременно с окончанием деяния. Свойство же деяния надо искать в нем самом, а не в его последствиях. Во-вторых, определение общественной опасности деяния только на основании вреда, причиненного общественным интересам, не позволяет объяснить, почему при умышленном причинении вреда общественная опасность деяния больше, чем при неосторожном его причинении. Например, почему умышленное лишение жизни более опасно, чем неосторожное, хотя вред (смерть человека) в том и другом случае одинаков.

Общественная опасность деяния состоит в заключенном в нем противопоставлении личных (эгоистических) интересов интересам других лиц, общественным интересам. Степень его общественной опасности — в мере такого противопоставления, которая определяется, с одной стороны, тяжестью причиняемого им вреда, с другой — тем, во имя чего совершается преступление. В этом последнем случае учитываются форма вины, мотив и цель преступления. Именно по этой причине общественная опасность деяния, по меткому выражению профессора А.Н. Трайнина, «разлита по всем элементам состава преступления».
Поскольку, однако, в данном случае мы рассматриваем деяние лишь с одной стороны — с позиции признаков, характеризующих его объективную сторону, то должны сказать, что его общественная опасность состоит в причинении вреда общественным интересам или в создании угрозы его причинения.
Юридическое содержание преступного деяния состоит в его противоправности.
Преступлением признается только такое деяние, совершение которого запрещено уголовным законом. В установлении уголовной ответственности за то или иное деяние определяющее значение имеют объективные признаки деяния, а также роль, которую они играют в формировании общественной опасности преступления в целом.

2. Формы преступного деяния: действие и бездействие

Общественно опасное деяние существует в двух формах — в форме действия и в форме бездействия.
Действием является активное поведение человека.
Оно, как уже отмечалось, может выражаться в телодвижениях, произнесении слов и выражений, а также в сочетании того и другого. Однако не все телодвижения, слова и выражения входят в уголовно-правовое понятие действия. В связи с тем что понятие общественно опасного деяния включает в себя не только физическое, но и социальное и юридическое содержание, в уголовно-правовое понятие действия входят лишь те телодвижения, слова и выражения, которые участвуют в формировании общественной опасности, а следовательно, и противоправности деяния.
Отобранные с помощью этого критерия телодвижения, слова и выражения получают в законе обобщенное выражение. Поэтому уголовно-правовое понятие действия, как правило, охватывает не одно телодвижение, не одно словесное выражение, а их совокупность. В целом ряде случаев эта совокупность настолько велика и растянута во времени, что правильнее было бы говорить не об общественно опасном действии, а об общественно опасной деятельности, например при незаконном предпринимательстве и в других подобных случаях.
С помощью критериев общественной опасности и противоправности устанавливаются начальный и конечный моменты действия.
Начальным моментом действия является совершение таких телодвижений и произнесение словесных выражений, с которых начинается формирование общественной опасности деяния и которые запрещены уголовным законом. Обычно это телодвижения и словесные выражения, направленные на создание условий для совершения запрещенного законом действия, другими словами, приготовление к совершению преступления. Однако малозначительные поступки, в силу того что они не представляют общественной опасности, в начальный момент действия не входят. Если, например, человек, намеревающийся совершить кражу из складского помещения в холодное время года, купил себе теплую одежду, то это поведение едва ли можно считать начальным моментом совершения преступного действия.
Конечным моментом действия является прекращение общественно опасных и противоправных телодвижений и словесных выражений. Оно может быть результатом разных причин — наступления преступного последствия (например, смерти потерпевшего при убийстве), отказа лица от доведения преступного поведения до конца, а также пресечения последнего правоохранительными органами. Общественно опасное действие может прекратить свое существование и вследствие изменения уголовного закона (так называемой декриминализации деяния).
Бездействие — пассивное поведение человека; в отличие от действия оно не имеет физического содержания.
Бездействие как раз и состоит в том, что человек не осуществляет телодвижений, не использует словесных выражений.
Вместе с тем в бездействии легко обнаруживается и социальное, и юридическое содержание.
Социальное содержание бездействия заключается в его общественной опасности. Каждый человек в обществе выполняет определенные социальные функции. В расчете на их выполнение действуют и другие члены общества. Невыполнение тех или иных функций способно нарушить порядок общественной жизни в целом или в какой-либо ее части. Нередко это приводит к общественно опасным последствиям или создает угрозу их наступления. Например, невыполнение лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению правил охраны труда на производстве, своих обязанностей часто приводит к несчастным случаям с людьми.
Юридическое содержание бездействия состоит в невыполнении лицом своих обязанностей при наличии возможности их выполнения.
Обязанность действовать всегда носит юридический характер. Поэтому она может возникнуть в силу:
1) закона (например, при оставлении без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, лицом, которое по закону было обязано осуществлять о нем заботу, — ст. 125 УК);
2) служебных и профессиональных функций — обязанность действовать в этих случаях устанавливается нормативными актами, регулирующими служебную и профессиональную деятельность. Их невыполнение влечет уголовную ответственность по статьям УК, предусматривающим ответственность за должностную халатность (ст. 293), неоказание помощи больному лицом, обязанным ее оказывать в соответствии со специальными правилами (ст. 124 УК), и др.;
3) договора (если, например, лицо по договору взяло на себя обязанности по уходу за больным или престарелым и оставило его без помощи в опасном для жизни состоянии);
4) предшествующего поведения, если закон или иной нормативный акт связывает с ним обязанность совершить в дальнейшем те или иные действия (например, водитель, нарушивший правила безопасности движения, обязан оказать помощь потерпевшему). Невыполнение этой обязанности также влечет ответственность.
Начальным моментом при преступном бездействии является возникновение обязанности действовать в ситуации, когда налицо объективная возможность совершить определенные действия. Конечным моментом бездействия является время наступления преступных последствий или устранения угрозы их наступления.
Установление начального и конечного моментов преступного деяния имеет важное значение для установления оснований и пределов уголовной ответственности, в частности, при решении вопроса о наличии соучастия, возможности добровольного отказа и др.

Преступное деяние существует в форме действия или бездействия. Действие имеет физическое (телодвижения, словесные выражения), социальное (общественная опасность) и юридическое (противоправность) содержание. Бездействие физического содержания не имеет. Установление начального и конечного моментов преступного деяния имеет значение для установления оснований и пределов уголовной ответственности.