§ 1. Понятие, порядок принятия и значение уголовного закона

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие, порядок принятия и значение уголовного закона |
§ 1. Понятие, порядок принятия и значение уголовного закона

Литература:

Бойцов А.И. Действие уголовного закона во времени и пространстве. СПб., 1995;
Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. М., 1967;
Кистяковский А.Ф. Элементарный учебник общего уголовного права. Киев, 1882;
Ковалев М.И. Советское уголовное право. Вып. 2. Советский уголовный закон. Свердловск, 1974;
Лист Ф. Учебник уголовного права. Общая часть. М., 1903;
Шаргородский М.Д. Уголовный закон. М., 1948;
Якубов А.Е. Обратная сила уголовного закона. СПб., 2003.

1. Понятие уголовного закона

Уголовный закон России — это опубликованный в официальном порядке и введенный в действие федеральный нормативный правовой акт, принятый в соответствии с Конституцией РФ Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, а также подписанный Президентом Российской Федерации, либо правовой нормативный акт, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо нормативный акт международно-правового характера, содержащий нормы уголовного права, ратифицированный в установленном порядке компетентным органом государственной власти России или бывшего СССР.

В нем определяются задачи, основания и принципы уголовной ответственности и общие положения уголовного права, а также устанавливается, какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, совершившим преступления. Не принятый в конституционном порядке нормативный акт уголовно-правового характера именуется проектом уголовного закона.
Уголовный закон является основным, однако не единственным, как это часто утверждается в научной литературе, источником уголовного права. Кроме уголовного закона к источникам уголовного права относятся нормативные толкования уголовного закона, даваемые органом законодательной власти, положения Конституции РФ, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Источником норм уголовного права, относящихся к Особенной части, в которых описываются объективные и субъективные признаки конкретных преступных деяний и устанавливаются виды и размеры наказаний, подлежащих применению к лицам, совершившим преступление, является, как правило, уголовный закон. В весьма редких случаях источником норм Особенной части уголовного права служит тот или иной нормативный акт международного права, ратифицированный в установленном порядке (например, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., ратифицированная Президиумом Верховного Совета СССР 18 марта 1954 г.).
Уголовный закон уже многие десятилетия в науке уголовного права трактуется неоднозначно в зависимости от принадлежности исследователей к тому или иному философскому направлению и школе уголовного права. Так, известный русский криминалист А.Ф. Кистяковский в конце XIX в. писал, что «уголовным законом называется постановление, которым запрещается или повелевается что-нибудь под страхом наказания». Он полагал, что уголовный закон есть только форма выражения уголовного права как совокупности понятий данного народа в данный период его развития о правом и неправом. По мнению А.Ф. Кистяковского, «в создании уголовного закона не остается места произволу законодателя, которому приходится только закреплять народившиеся или вызываемые потребностями быта понятия о правом и неправом, созданные сложившимися или слагающимися общественными отношениями» (Кистяковский А.Ф. С. 192). Почти в тот же период времени немецкий криминалист Ф. Лист уголовный закон характеризовал как волю общества, изъявленную путем согласного с конституцией взаимодействия законодательных факторов и возвещенную в установленной конституцией форме (Лист Ф.С. С. 91).
М.Д. Шаргородский уголовный закон советского времени определял как «принятый Верховным Советом СССР акт, выражающий общую волю трудящихся и содержащий в себе основные нормы, регулирующие охрану социалистического государства от преступлений путем применения к виновным наказаний». Он утверждал, что в советском уголовном праве основным источником является уголовный закон, т.е. закон, изданный Верховным Советом СССР, а также указ Президиума Верховного Совета СССР, впоследствии утверждаемый Верховным Советом СССР (Шаргородский М.Д. С. 30). Хотя приведенные строки писались автором в 1947 — 1948 гг., в них не нашлось места признанию того факта, что в то время уголовные законы принимались не только Верховным Советом СССР и его Президиумом, но и Верховными Советами союзных республик и их Президиумами.
В современных условиях уголовный закон России выражает волю и интересы большинства ее многонационального народа. Как уже отмечалось выше, в ч. 1 ст. 3 Конституции РФ устанавливается, что вся власть в Российской Федерации принадлежит ее многонациональному народу, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. В Российской Федерации народ осуществляет государственную власть непосредственно либо реализует ее через парламент, систему иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это дает основание считать, что уголовный закон России выражает представления большинства ее многонационального народа о преступном и непреступном, о задачах, принципах, общих положениях уголовной ответственности, о видах уголовных наказаний и иных формах уголовно-правового реагирования на преступные проявления.
По сложившейся в нашей стране за многие десятилетия традиции в законотворчестве уголовный закон принимается в виде определенным образом систематизированного законодательного акта, именуемого Уголовным кодексом (Уголовным уложением, Основами уголовного законодательства и т.д.), либо в виде отдельного уголовного закона, действующего непосредственно без включения его норм в Уголовный кодекс (например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества»). В условиях военного времени допускается принятие самостоятельного уголовного закона об уголовной ответственности за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке (ч. 3 ст. 331 УК).

2. Порядок принятия уголовного закона

Уголовный закон России представляет собой нормативный акт федерального значения, принимаемый в установленном Конституцией РФ порядке. Федеральный характер уголовного закона заключается в том, что он принимается только органом законодательной власти России (ст. 71 Конституции РФ) и распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации. Исключением в этом отношении являлось, например, по УК 1960 г. действие гл. 11 «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев». В ст. 236 УК, определявшей пределы действия данной главы, предусматривалось, что ее действие распространяется на те автономные республики, автономные области и другие местности РСФСР, где общественно опасные деяния, перечисленные в гл. 11, являются пережитками местных обычаев.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Все законы Конституция подразделяет на федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации. Уголовные законы, как правило, не носят конституционного характера. Исключением в этом отношении являются конституционные положения уголовно-правового характера об условиях допустимости применения смертной казни в качестве уголовного наказания (ст. 20 Конституции), о недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), об освобождении от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51) и др.
Право законодательной инициативы о принятии уголовного закона, как и всякого другого федерального закона, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ; те из них, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации (ст. 104 Конституции). Согласно ст. 105 Конституции РФ федеральные уголовные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией. Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Уголовный закон, как и всякий федеральный закон, считается одобренным Советом Федерации Федерального Собрания РФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения уголовного закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего уголовный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации уголовный закон (как и иной федеральный закон) считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Как установлено в ст. 107 Конституции, принятый уголовный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклоняет его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении уголовный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 108). Они могут содержать и нормы уголовного права. Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108 Конституции). Принятые в установленном Конституцией РФ порядке федеральные конституционные законы не могут возвращаться в Государственную Думу и Совет Федерации для повторного рассмотрения с возражениями Президента РФ.
Международные договоры Российской Федерации и иные международно-правовые акты (конвенции, пакты и др.), если в них содержатся нормы уголовного права, подлежат ратификации (как, впрочем, и другие договоры и акты) Государственной Думой путем принятия федерального закона о ратификации соответствующего договора, соглашения, конвенции и т.п. Согласно п. «г» ст. 106 Конституции РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

3. Значение уголовного закона

Уголовный закон в виде Уголовного кодекса, иного систематизированного нормативного акта или отдельно действующего правового акта является юридической базой борьбы с преступностью. Уголовный закон, определяя исходные принципы и общие положения уголовного права, описывая объективные и субъективные признаки деяний, которые признаются преступлениями, и устанавливая конкретные виды и размеры наказаний за совершение этих общественно опасных деяний, формулирует тем самым ориентиры правоприменительным органам, основной задачей которых является:
обеспечение в каждом случае обнаружения признаков преступления уголовного преследования и назначение виновным справедливого наказания, руководствуясь при этом Уголовно-процессуальным кодексом и Уголовным кодексом РФ;
обеспечение отказа от уголовного преследования невиновных, освобождение их от уголовной ответственности и от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Таким образом, юридическое значение уголовного закона заключается в том, что он побуждает соответствующие компетентные правоохранительные органы и общественные объединения своевременно выявлять и раскрывать совершенные преступления, создает им для этого надлежащую юридическую базу, позволяет отграничивать преступное от непреступного, избирать наиболее целесообразную меру уголовно-правового реагирования на лицо, совершившее преступление, и тем самым содействует обеспечению законности в борьбе с преступностью.
Уголовный закон устанавливает запреты, обязанности, дозволения и поощрения уголовно-правового характера, которые, будучи доведенными до всеобщего сведения населения страны путем официального опубликования закона, воздействуют на сознание и волю граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, побуждают их сообразовывать свои решения, действия и поступки с этими запретами, обязанностями или дозволениями. Тем самым уголовный закон уже фактом своего существования оказывает определенное предупредительно-воспитательное и регулирующее воздействие на граждан. Предупредительно-воспитательный эффект уголовного закона тем выше, чем полнее он отражает нравственные воззрения большинства общества.
Многие годы в нашей стране уголовный закон рассматривался в качестве одного из важных орудий строительства нового общества, борьбы с преступностью, охраны прав и свобод граждан (Дурманов Н.Д. С. 3). В современных условиях уголовный закон и уголовное законодательство в целом следует рассматривать в качестве юридической базы противодействия преступности, средства охраны наиболее важных общественных отношений, складывающихся между людьми в экономической, политической и социальной сфере, в функционировании и совершенствовании которых заинтересовано современное российское общество.

Таким образом, уголовный закон — это опубликованный в официальном порядке и введенный в действие федеральный правовой нормативный акт, в котором предусматриваются юридические нормы, определяющие, какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями и какие виды наказания и иные меры уголовно-правового характера применяются к лицам, совершившим преступления. Уголовный закон принимается в установленном Конституцией РФ порядке Государственной Думой, одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Он может приниматься всенародным голосованием — референдумом. Его значение заключается в том, что он является юридической базой противодействия преступности, определяя преступное и непреступное. Он оказывает огромное предупредительно-воспитательное влияние на поведение людей, регулирует общественные отношения, складывающиеся между лицом, совершившим преступление, и органами государства, уполномоченными вести борьбу с преступностью.