Предисловие

| Правовой портал "Правопорядок" | Предисловие |
Предисловие

Предлагаемая студентам вузов книга не совсем обычна. И прежде всего по составу авторов. Как правило, учебники по уголовному праву пишутся авторским коллективом одной кафедры, реже — одного вуза и еще реже — одного региона или города. Коллектив настоящего учебника составила профессура учебных заведений ряда городов Российской Федерации: Екатеринбурга, Иванова, Казани, Краснодара, Москвы, Томска и Ярославля. Есть все основания полагать, что такого рода издание (по палитре авторского состава) — первое в истории России.
Естественно, что при формировании коллектива возникли определенные сложности в части согласования позиций авторов, избежания повторений и т.д. Но, с другой стороны, удалось собрать сильный авторский коллектив, научный и педагогический потенциал которого на уровне учебника ранее был не востребован. Подбор авторов осуществлялся исходя не только из их авторитета в научном мире, но и из известной «специализации» соответствующего автора. В итоге немало глав учебника было подготовлено именно теми учеными, которые многие годы отдали изучению излагаемых проблем (о соучастии и групповом преступлении; об уголовной ответственности; о множественности преступлений; о наказании и назначении наказания и т.д.). Глубокое знание авторами предмета гарантировало надлежащий качественный уровень соответствующих глав и учебника в целом.

Длительный опыт преподавания предмета — курса уголовного права — каждым членом авторского коллектива позволил найти и оптимальную форму его изложения. При этом было использовано все то положительное, нетрадиционное для России, что встретилось нам в зарубежных учебных изданиях по уголовному праву.
Предлагаемый учебник заметно отличается от ранее изданных не только по принципу подбора авторов, по содержанию, но и по форме. Вместе с издательством мы стремились облегчить студентам усвоение излагаемого материала, с тем чтобы было как можно доступнее восприятие и понимание излагаемых положений теории уголовного права, обеспечено получение необходимого минимума систематизированных знаний об уголовном праве. В соответствии с этой задачей мы пытались найти адекватную форму подачи учебного материала, которая во многом необычна.
Так, литература дается не к главам, как это принято, а к параграфам: надеемся, что такой подход позволит студентам предметнее ориентироваться в предлагаемых теоретических источниках и нормативном материале. Каждая глава заканчивается краткими выводами (резюме), а также контрольными вопросами и заданиями. Внутри параграфов даны подзаголовки, что призвано акцентировать внимание на излагаемом далее тексте. В конце книги дается постатейно-терминологический указатель.
Авторская индивидуальность плюс в какой-то мере пространственная разобщенность наложили отпечаток на содержание учебника, который, возможно, заметит читатель: порой акцентируется особое внимание на изложении авторской позиции, не во всем совпадающей с иной точкой зрения (это касается, например, конструкций составов преступлений, трактовки материальных и формальных составов, соучастия в преступлении). Полагаем, однако, что рассмотрение одного и того же вопроса с разных позиций, под разным углом зрения окажется полезным для понимания и усвоения сути вопроса, как и теории уголовного права в целом.
Авторский коллектив учитывал также двоякую сущность учебника: с одной стороны, в нем невозможно обойтись без изложения элементарных положений, азов уголовно-правовых знаний, с другой — учебник не есть букварь или разновидность комментария. Студенты должны видеть и знать существующие в науке и практике проблемы, поэтому в определенной степени излагаемый материал должен носить и проблемный характер, нацеливать изучающих основы уголовного права на размышления, на чтение дополнительной литературы.
Нельзя упускать из виду и неминуемое «старение» рекомендованных нами источников, необходимость периодического их обновления. Здесь велика роль кафедр вузов и лекторов: перед началом года они, исходя из возможностей конкретного вуза и своих научных воззрений, должны рекомендовать студентам обновленный перечень источников по отдельным темам учебного курса.
Авторы учитывали и то обстоятельство, что принятое в 1996 г. уголовное законодательство зафиксировало немало нового, ценного, что было наработано теорией уголовного права и практикой. В то же время новый Уголовный кодекс небезгрешен и со стороны формы, соответствия уровню законодательной техники, и со стороны содержания. Об этом, в частности, свидетельствуют последовавшие вскоре после начала действия УК изменения и дополнения в него, направленные на устранение пробелов, противоречий, погрешностей технического плана. Можно с достаточной степенью уверенности прогнозировать, что в ближайшем будущем появятся новые законодательные акты, направленные на модернизацию и «латание» Уголовного кодекса.
В такой ситуации разумным выглядит сочетание в предлагаемом учебнике курса на усвоение как действующих уголовно-правовых предписаний («законоведение»), так и устоявшихся, общепринятых в доктрине взглядов, положений, ценностей («правоведение»). Такой подход нацеливает студентов не замыкаться на заучивании догм, нормативных предписаний, а давать оценку их содержанию, видеть их сильные и слабые стороны, быть в какой-то мере готовыми к происходящим и дальнейшим изменениям и дополнениям уголовного закона. Здесь справедливо известное изречение, что студент — это не сосуд, который следует наполнить, а факел, который предстоит зажечь.
И еще. Структура учебника по основным параметрам соответствует учебной программе по уголовному праву России и в то же время претерпела изменения в связи с новой структурой Уголовного кодекса. Учебник включает два основных блока: об уголовном законе и о преступлении; об уголовной ответственности и о наказании. В свою очередь, каждому из этих блоков посвящены разделы, включающие по нескольку глав. Разделы и главы охватывают в совокупности все структурные части и институты уголовного права. Строение учебника не совпадает с систематикой Уголовного кодекса, оно приспособлено к цели наиболее оптимального и полного изложения учебного материала.
Ко времени подготовки второго издания учебника теорией и правоприменительной практикой накоплен значительный опыт в части понимания и применения уголовно-правовых предписаний; появились и новые теоретические исследования. Авторский коллектив постарался учесть новеллы законодательного, теоретического и практического плана, что, надеемся, будет замечено учеными-правоведами и юристами-практиками. Будем признательны специалистам в области уголовного права за их замечания и предложения по совершенствованию предлагаемого учебника в части формы или содержания.

Ответственный редактор — доктор юридических наук, профессор Л.Л.Кругликов