§ 1. Источники

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Источники |
§ 1. Источники

Административное право Египта как самостоятельная отрасль и направление юриспруденции испытывает заметное влияние французской правовой культуры, что подтверждается анализом египетского законодательства и соответствующей судебной практики, а также ознакомлением с концепциями египетских правоведов.
В египетской правовой науке нет единства взглядов на предмет административного права. Одни авторы включают в данную отрасль все правовые нормы и принципы, касающиеся органов исполнительной власти (публичной администрации), а другие видят назначение административного права в регулировании осуществления административных функций в целях реализации исполнительной власти. Как правило, оба подхода структурный и функциональный сочетаются в определении административного права как отрасли публичного права, предмет которой составляют регулирование организации, полномочий и деятельности органов публичной администрации по осуществлению исполнительной власти (функций государственного управления), их отношений между собой, с иными государственными органами, с гражданами и ассоциациями, а также закрепление правовых основ административной юстиции и административного процесса.

Административное право относительно молодая отрасль египетского права, в становлении и развитии которой заметную роль сыграла судебная практика. Египетская правовая наука связывает возникновение административного права с созданием в 1975 г. «смешанных судов» в качестве судебных органов общей юрисдикции для разрешения споров с участием иностранцев. Эти суды в соответствии с положением об их организации не могли рассматривать дела, касавшиеся государственной собственности или вопросов суверенитета, а также деятельности административных органов (за исключением жалоб на административные мары, затрагивавшие имущественные или личные права иностранцев). Все эти вопросы были отнесены к компетенции административных органов. Аналогичную норму предусматривало и положение об организации национальных судов, созданных в 1883 г. Конституция Египта 1923 г., закрепив принцип разделения властей, фактически подтвердила изъятие вопросов организации и деятельности государственной администрации из юрисдикции общих судов.
Важнейшим рубежом в становлении административного права явилось принятие Закона № 112 от 1946 г. о Государственном совете, предусмотревшего формирование органов административной юстиции и закрепившего основы административного процесса. Египетские ученые? полагают, что с созданием независимой системы административных судов завершилось становление административного права как самостоятельной отрасли публичного права.

История развития административного права Египта и ведущая роль в этом процессе судебной практики во многом объясняют сложившуюся систему источников данной отрасли. Подчеркивая, что административное право остается некодифицированньш, египетские правоведы дают следующую классификацию его источников: 1) нормативноправовой акт; 2) административноправовой обычай; 3) судебная практика.
Центральная роль среди нормативноправовых актов принадлежит Конституции Египта, принятой на референдуме II сентября 1971 г.184. Основополагающее значение для административного права имеют разделы Конституции, касающиеся, в частности, центральных органов исполнительной власти, местного управления, судебной власти (Государственного совета).
К источникам административного права относится и текущее законодательство, прежде всего, прямо посвященное административным вопросам например, Закон № 43 от 1979 г. о местной власти, Закон № 58 от 1978 г. о деревенских старостах и шейхах, Закон № 10 от 1990 г. об изъятии недвижимой собственности в интересах публичной пользы. Кроме того, египетская правовая наука относит к источникам административного права отдельные разделы гражданского и уголовного законодательства, в частности, положения Гражданского кодекса 1948 г. о наделении субъектов публичного права правами юридического лица и о публичной собственности, а также статьи Уголовного кодекса 1937 г. относительно ответственности государственных служащих за отказ от работы или невыполнение своих обязанностей. Нормативноправовые акты как источник административного права включают также подзаконные акты декреты и постановления президента, административноисполнительные распоряжения правительства, приказы и решения министров, содержащие административноправовые нормы.

Египетские ученые отмечают, что в некоторых случаях административное право признает нормативный характер обычаев. В частности, Верховный административный суд Египта неоднократно признавал, что администрация университетов в своих решениях должна придерживаться устоявшихся академических обычаев, если они не противоречат норме законодательства.
Важным источником административного права Египта является судебная практика, точнее решения высших звеньев системы административной юстиции, вынесенные по конкретным делам, но формулирующие правовые принципы, которые могут применятся при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Именно таким образом египетские административные суды, например, уточнили законодательное определение государственного служащего185.