§ 2. Организаций администрации

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Организаций администрации |
§ 2. Организаций администрации

Формально исполнительная власть принадлежит в Великобритании короне, которая номинально возглавляет весь административный аппарат страны. Этот аппарат распадается на центральные органы и органы местного самоуправления.
Центральные административные органы. К центральным органам относятся, помимо короны, премьерминистр, кабинет, правительство, Тайный совет, министерства и ведомства.
Премьерминистр является главным советником короны. Его должность появилась в 1721 г.34, но первое упоминание о нем в законе сделано только в 1917 г. Ключевое положение премьерминистра в системе исполнительной власти основывается на том, что он является лидером партии большинства в парламенте. Премьерминистр возглавляет правительство, руководит деятельностью кабинета, министерств и центральных ведомств. Он решает вопросы о составе кабинета, числе министерских постов, назначении министров и глав центральных ведомств и других главных руководителей министерств и ведомств, высших судей, высшего кёмандного состава вооруженных сил и иных должностных лиц.

Кабинет возник еще в конце XVII в. в качестве органа при короне, в котором заседали наиболее важные министры. В наше время он включает в свой состав обычно около 20 членов. Среди них премьерминистр, лордканцлер (председатель палаты лордов), канцлер казначейства (министр финансов), государственные секретари (министры) внутренних дел, иностранных дел, обороны, торговли и промышленности, другие наиболее важные должностные лица государства по выбору премьерминистра. Согласно докладу Комитета по механизму государственного управления 1918 г. (Комитета Халдейна) функциями кабинета являются: 1) представление парламенту окончательного варианта политики; 2) контроль за соответствием действий органов исполнительной власти политическому курсу, утвержденному парламентом; 3) разграничение сфер и координирование деятельности министерств и ведомств.
Созывает кабинет и ведет его заседания премьерминистр. Протокол заседания кабинета обычно не ведется. Иногда не протоколируются даже его решения. Наиболее важные решения кабинета для придания им юридической силы оформляются в виде законопроектов, направляемых в палату общин, либо в виде приказов короны в Тайном совете. В остальных случаях решение представляет собой указание министру или другому должностному лицу центрального аппарата, как он должен действовать, и не имеет формально юридической силы. Такое решение налагает на адресата политическую, а не юридическую ответственность за его неисполнение, т. е. оно не будет поддержано судом35.
Британское правительство не должно, согласно закону, превышать 95 членов. В последние годы оно состоит обычно из 7580 членов. В правительство входят министры, возглавляющие министерства (они называются, как правило, департаментами), и их заместители; министры без портфеля; парламентские секретари министерств; лица, занимающие некоторые традиционные должности: лордканцлер, лорд казначейства, лордпредседатель совета, канцлер герцогства Ланкастерского, лордхранитель печати, главный почтмейстер. В полном составе правительство никогда не заседает и не принимает никаких решений,’ а является, по существу, группой лиц, несущих коллективную политическую ответственность перед парламентом и уходящих в отставку вместе с его главой премьерминистром36, ,
В отличие от правительства Тайный совет при короне является органом, принимающим решения. По своей численности (около 300 человек) совет является крупнейшим правительственным органом. В его состав входят все министры кабинета и некоторые другие министры, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, почетные члены. Но по обычаю на заседания Тайного совета приглашаются лишь несколько советников сторонников правительства. Кворум для заседаний совета составляет всего лишь 3 советника. На заседаниях Тайного совета оформляются решения кабинета в виде приказов короны в Совете. Этими приказами оформляются как акты, имеющие всеобщий характер, т. е. нормативноправовые, так и индивидуальные акты, касающиеся отдельных физических или юридических лиц, в том числе и распоряжения о назначении должностных лиц администрации. Суды признают правомерными лишь те приказы короны в Совете, которые не выходят за рамки королевской прерогативы или за рамки законов, делегирующих полномочия короне.

Министерства и центральные ведомства (последние называются часто публичными корпорациями) являются отраслевыми или функциональными* органами управления. Особенностью британской администрации является наличие территориальных министерств: по делам Шотландии, Уэльса и Ирландии. .
Министерства и ведомства Великобритании являются публичными юридическими лицами, и к ним могут предъявляться в суде иски. Министры и главы центральных ведомств вправе издавать нормативноправовые и индивидуальные акты. Министры помимо того имеют многочисленные полномочия по контролю за деятельностью центральных ведомств и органов местного самоуправления. Во многих случаях центральные органы имеют подчиненные им самостоятельные отделения на местах.
Главным внешнеполитическим органом является министерство иностранных дел и по делам Содружества. К силовым министерствам относятся министерства обороны и внутренних дел. Министерство юстиции отсутствует. Его функции осуществляют фактически министерство внутренних дел, лордканцлер (один из главных юридических советников правительства), генеральный атторней и генеральный солиситор, ведущие в судах от имени правительства гражданские дела и осуществляющие уголовное преследование, и некоторые другие должностные лица. Комплектованием аппарата министерств занимается министерство гражданской службы.
Управление в сфере народного хозяйства возложено на министерства и публичные (государственные) корпорации. Частнопредпринимательский сектор регулируется сравнительно мягко и в основном министерствами: финансов; торговли и промышленности; энергетики; транспорта; сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия. Национализированный сектор (железнодорожный транспорт, связь, атомная, угольная, газовая, электроэнергетическая и сталелитейная отрасли промышленности, а частично также автодорожный, воздушный и водный транспорт) управляется под контролем соответствующих министерств государственными корпорациями: Британской транспортной комиссией; Железнодорожным советом; Управлением атомной энергии; Национальным угольным советом; Газовой корпорацией; Электроэнергетическим советом; Британской корпорацией стали; Управлением британских аэропортов; Торговым управлением и другими37. Правительство назначает председателя и других членов коллективного руководства корпорации, дает им указания по важнейшим вопросам, контролирует их деятельность по всем направлениям, например, по осуществлению капиталовложений. Мало того, оно вмешивается в текущие дела корпорации.
Наибольший размах административноправовое регулирование имеет в социальной сфере38. Управление и контроль осуществляют здесь прежде всего министерства: занятости, образования и науки; социального обеспечения; окружающей среды. Помимо этого существует множество административных трибуналов, которые рассматривают споры между администрацией и частными лицами.
Социальное регулирование может быть разделено на три вида: I) регулирование землепользования; 2) распределение денежной помощи; 3) оказание нефинансовой помощи, т. е. услуг в натуре.
Государством предпринимаются большие усилия для организации разумного и эффективного использования ограниченных земельных ресурсов, т. е. организации землепользования. Почти на все виды строительства и другие формы использования земли обычно требуется разрешение администрации. При этом права частных землевладельцев могут быть существенно ограничены. По вопросам землепользования существует обширное, сложное и запутанное законодательство. Законы предоставляют администрации полномочия выдавать разрешения на тот или иной вид использования земельных участков или принимать решения о принудительном изъятии земельных участков у их владельцев для общественных нужд: строительства дорог и других сооружений, организации мест отдыха и т. д. Отсюда огромное число споров между администрацией и частными лицами.
Поскольку вопросы землепользования считаются важными политическими вопросами, ответственность за них возложена на государственного секретаря (министра) окружающей среды. Лица, недовольные решениями местных органов, обращаются к министру, который либо удовлетворяет их жалобы, либо устраивает открытое слушание расследование. Ежегодно тысячи таких расследований проводятся инспекторами этого министерства. Лицо, недовольное окончательным решением министра, вынесенным по материалам расслед