ПРЕДИСЛОВИЕ

| Правовой портал "Правопорядок" | ПРЕДИСЛОВИЕ |
ПРЕДИСЛОВИЕ

Вот уже много лет в раде высших учебных заведений России (МГИМО, Российский университет дружбы народов и др.) читается учебный курс по административному праву зарубежных стран.
Компаративное изучение административного права имеет не только теоретикопознавательное, но и ярко выраженное прикладное значение.
Реформирование государственного аппарата и системы государственного управления, начавшееся в нашей стране со второй половины 80х годов, придало особую актуальность проблеме заимствования, зарубежного опыта. Очевидно, речь не идет о необходимости чисто механического использования иностранных моделей государственного управления. В вопросе о заимствованиях позитивных наработок зарубежного административного права должны соблюдаться взвешенность, а также учитываться совместимость рецепируемых норм и реалий российской правовой системы.
Изучение административного права зарубежных стран, помимо прочего, позволяет уяснить механизм принятия управленческих решений в государствах, поддерживающих и расширяющих торговоэкономические и иные контакты с Россией. Это делает представляемую книгу интересной и полезной не только для юристов, но и для экономистов, политологов и специалистов по управлению,

Административное право сравнительно молодая отрасль права. Оно появляется в западноевропейских странах в эпоху промышленных революций. Для его возникновения в качестве самостоятельной отрасли права было необходимо, чтобы управленческая деятельность подверглась действию специфических, административноправовых норм. До появления административного права управление регулировалось общеправовыми нормами, действовавшими и в отношении всех остальных субъектов права.
Административноправовые системы зарубежных стран воплотили в себе общие тенденции развития современной государственности, а также особенности исторической эволюции отдельных стран.
Родиной административного права считается Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала Доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов, к которым французская буржуазия не питала доверия.
Административное право стран континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют прежде всего организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административноправовые нормы регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.
В англосаксонских странах административное право развилось в самостоятельную отрасль позднее^ Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего право (common law). С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляется аппарат административной власти. Этот процесс сопровождается появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.
В англосаксонской системе административноправовое нормотворчество со средоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административисгака Вели кобритании и США исходит из того, что административное право не регламен тирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регу лирует практически, все аспекты отношений частных лиц и административных органов.
Эти и другие отличительные особенности континентального и англосаксонского административного права прослеживаются в соответствующих главах настоящего учебного пособия.
Выдерживая принцип репрезентативности, авторский коллектив учебного пособия счел необходимым познакомить читателей с особенностями административного законодательства Востока (Япония, Египет). Характеристику социалистического административного права можно найти в главе» посвященной Китаю. На примере Болгарии рассматривается становление современного административного права стран Восточной Европы.
Авторский коллектив выражает свою благодарность кандидату юридических наук Штатной М.А, (Российский университет дружбы народов) и кафедре административного права Московской государственной юридической академии (зав. кафедрой —доктор юридических наук Туманов Г.А.), выступившим в качестве рецензентов учебного пособия.