19.2. Государственное управление в области обороны

| Правовой портал "Правопорядок" | 19.2. Государственное управление в области обороны |
19.2. Государственное управление в области обороны

Оборона — это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер но подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности се территории1.
Основой обороны являются Вооруженные Силы РФ, которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, другие важные интересы РФ в случае совершения вооруженной агрессии против нес. Кроме того, согласно Закону «Об обороне», к обороне страны привлекаются пограничные войска ФСБ РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Служба нпешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности и иные органы.
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военнотранспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и наделен следующими полномочиями:

— определяет основные направления военной политики РФ;
— утверждает военную доктрину Российской Федерации;
— осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
— объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий;
— вводит в действие нормативные правовые акты военного времени;
— утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, а также штатную численность военнослужащих;
— ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ в области обороны;
— издает указы о призыве граждан РФ на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об их увольнении с военной службы;
— осуществляет ивые полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией и федеральными законами.
Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач за пределами территории РФ.
Правительство РФ в соответствии со ст. 6 Закона «Об оборонен :
— осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
— организует оснащение Вооруженных Сил вооружением и военной техникой по их заказам, а также обеспечение нх материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами;
— организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
— осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций к населения страны;
— принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научноисследовательских и опытноконструкторских организаций;
— утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан РФ к военной службе, проведении военных сборов, военповрачебной экспертизе;
— устанавливает штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
— осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на пего Конституцией, законодательством РФ и указами Президента РФ.
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативноправовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами РФ и Правительства РФ функции в области обороны.
Минобороны России является органом управления Вооруженными Снламн Российской Федерации.
Основными задачами Минобороны являются:
Я выработка и проведение государственной политики в области обороны;
Я нормативноправовое регулирование в области обороны;
Я нормативноправовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Министерству обороны РФ федеральных органов исполнительной власти;
Я координация деятельности федеральных органов исполнительной властн н органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований н органов по выполнению задач в области обороны, также координация строительства войск н воинских формирований;
Я координация и контроль деятельности подведомственных Мнннсторству обороны РФ федеральных органов исполнительной власти;
Я организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами РФ;
Я поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;
Я осуществление мероприятий по строительству Воору женных Снл;
Я обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
В выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества РФ с иностранными государствами и международными организациями и военнотехннческого сотрудничества РФ с иностранными государствами и международными организациями.
В структуру Министерства обороны РФ входят службы Министерства обороны РФ и им равпые подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы, и им равные подразделения и иные подразделения. Мип обороны возглавляет министр обороны РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Министр подчиняется непосредственно Президенту РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ к ведению Правительства РФ, и Председателю Правительства РФ.
Минобороны осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военнотехническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства.
Конституция РФ (ст. 59) устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г., «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г., <0 материальной ответственности военнослужащих» от 12.07.1999 г., Указом Президента «Вопросы прохождения военной службы» от 16.09.1999 г. и другими нормативными правовыми актами определены совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, содержание воинской обязанности, порядок комплектования Вооруженных Сил и прохождения военной службы. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», воинская обязанность включает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохолсдение военной службы, пребывание в запасе, призыв на военные сборы н прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу по контракту в порядке, установленном названным Федеральным законом. Конституция РФ (ч. 3 ст. 59) предоставляет гражданам право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случаи, оелн их убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях. Организация прохождения военной службы является важной составпой частью государственного управления в области обороны. Она включает в себя совокупность последовательно осуществляемых в период военной службы организационноправовых мер, предусмотренных нормативными правовыми актами. Военная служба делится на военную службу в кадрах и военную слуясбу в запасе. Военная служба в кадрах Вооруженных Сил, или действительная военная служба — это фактическое прохожде ние военной службы непосредственно в составе воинских частей, экипажей кораблей, в штабах, военных учреждениях, военноучебных заведениях, других военных организациях. Граждане, проходящие военную службу в кадрах, являются военнослужащими. Военная служба в запасе периодическое краткосрочное несение военной службы гражданами, призываемыми ня запаса для прохождения военных сборов в целях соответствующей подготовки этих граждан к военной службе. На военнослужащих возлагаются обязанности по вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возлагаемых па военнослужащих, государство предоставляет им различные льготы, гарантии и компенсации, т. е. обеспечивает правовую и социальную защиту военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.