ГЛABA 18 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ 18.1. Организация государственного управления образованием и наукой

| Правовой портал "Правопорядок" | ГЛABA 18 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ 18.1. Организация государственного управления образованием и наукой |
ГЛABA 18 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ 18.1. Организация государственного управления образованием и наукой

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение н подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Законом РФ «Об образовании» в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование.
Конституцией РФ установлена обязательность получения основного общего образования, под которым в настоящее время понимается девятиклассное образование.
Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих преемственпых образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня н направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационноправовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
При этом в соответствии с законом «Об образовании» образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учрежденнн — в форме очной, очно заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования п пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует Единый государственный образовательный стандарт.
Заноном установлено, что существуют профессии и специальности, получение которых в очнозаочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната ие допускается. Эти перечни утверждаются Правительством РФ. В настоящее время действует Постановление правительства РФ от 26 октября 2000 года «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых и форме экстерната не допускается».
В соответствии со статьей 37 Закона *Об образовании» в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:
— федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;
— федеральные ведомственные органы управления образованием;
— государственные органы управления образованием субъектов РФ,
Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.
Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов:
— дошкольных, общеобразовательных (начального, общего основного, среднего (полного) общего образования);
— начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, дополнительного образования, для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.
Видами образовательных учреждений являются:
— общеобразовательные — начальные, основные, средние школы, в т. ч. с углубленным изучением предмета;
— лицеи, гимназии начального образования профессиональные училища, профессиональные лицеи, центры непрерывного профессионального образования, учебно курсовые комбинаты (пункты);
— учебнопроизводственные центры, школы, вечерние (сменные) и другие образонательные учреждения данного уровня;
— среднего специального образования — техникумы (училища, школы), колледжи, техникумы предприятия (учреждения);
— высшего профессионального образования — университеты, академии, институты, колледжи.
Различия между видами учебных заведений данного типа определены в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях.
Управление образованием исполнительная и распорядительная деятельность компетентных органов, направленная на непосредственное осуществление государственной политики в области образования.
Организационноправовыми формами образовательных учреждений являются:
— государственные — учреждаются органами государственной власти России и ее субъектов;
— муниципальные учреждаются органом местного самоуправления;
— негосударственные — учреждаются гражданами России, иностранными гражданами, общественными и религиозными организациями.
К компетенции государственных органов управления образованием относятся:
— разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
— разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании;
— государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
— установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов н требований к образовательным цензам данных педагогических работников;
— формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
— прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
— разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материальнотехнической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
— прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению нз федерального бюджета целевых субвенций иа нужды развития образования в регионах;
— контроль исполнения законодательства РФ в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.
Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства РФ в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.
Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется Государственной аттестационной службой, которая может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации.
Государственная научнотехническая политика составная часть социальноэкономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научнотехнической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализация достижений науки и техники.
Конституция РФ относит общие вопросы иауки к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный Закон «О науке и государственной научнотехнической политике» устанавливает, что научная (научноисследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, включающая фундаментальные и прикладные научные исследования.
Субъектами такой деятельности являются: научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания, а также научные организации.
Органы государственной власти РФ гарантируют субъектам научной и (нли) научнотехнической деятельности свободу творчества, защиту от недобросовестной конкуренции, свободу доступа к научной и научнотехнической информация, подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций, финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.
Высшим научным учреждением Российской Федерации является Российская академия наук (РАН). В составе РАН находятся институты, лаборатории, предприятия и организации, обеспечивающие исследования по основным направлениям фундаментальной науки.
Российская академия наук является общероссийской самоуправляемой некоммерческой научной организацией и проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам различных отраслей науки, принимает участие в координации фундаментальных исследований, осуществляемых за счет средств федерального бюджета.
В целях информирования Президента РФ о положении дел в сфере государственной научнотехнической политики для обеспечения его взаимодействия с научными организациями и деятелями науки Указом Президента РФ от 8 ноября 2001 г. образован Совет при Президенте РФ по науке и высоким технологиям.
Совет является консультативным органом, в его состав входят Президент РФ (Председатель Совета), заместитель председателя (президент Российской академия наук), президент Российской академии медицинских наук, представители научных организаций и другие члены. Обеспечение его деятельности осуществляет Главное управление внутренней политики Президента РФ.
Правительство РФ, в соответствии со ст. 17 ФКЗ «О Правительстве РФ», разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.
В ведении Правительства РФ находится Российский фонд фундаментальных исследований, который является государственной некоммерческой организацией в форме федерального учреждения.
Основной целью фонда является поддержка фундаментальных научных исследований. В своей деятельности Фонд руководствуется принципом самоуправляемости, средства формируются из различных источников.
Министерство образования н науки РФ действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г., и Постановления Правительства РФ «Вопросы Министерства образования и науки РФ» от 06.04.2004 г.
Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования, научной, научнотехнической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Министерство самостоятельно осуществляет правовое ре гулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по следующим вопросам:
— образования, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование; социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений; научной, научнотехнической и инновационной деятельности: интеллектуальной собственности, а также молодежной политики;
— формирования приоритетных направлений развития образования; науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности Российской Федерации;
— координации научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности;
— разработки и утверждения государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;
— деятельности Высшей аттестационной комиссии;
— развития информационных технологий в сфере образования и науки.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
1. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки.
Основными функциями службы являются:
— обеспечение установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами порядка предоставления в РФ правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, а также порядка их использования;
— осуществление контроля и надзора за проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности и выдача охранных документов в установленном законодательством РФ порядке;
— регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, а также лицензионных договоров и договоров уступки прав в сфере интеллектуальной собственности, и публикация сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности;
— осуществление контроля и надзора за соблюдением порядка уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов;
— проведение аттестация и регистрация патентных поверенных РФ и осуществление контроля за выполнением ими требований, предусмотренных законодательством РФ.
2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функция по контролю и надзору в области образования и науки.
Служба в установленной сфере деятельности осуществляет:
— контроль и надзор за исполнением законодательства в области образования, науки, научнотехнической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научнопедагогических кадров;
— государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях самостоятельно и совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации;
— лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования);
— рассмотрение вопросов, связанных с подтверждением, признанием и установлением эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации;
— рассмотрение вопросов присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, а также лишения (восстановления) указанных ученых званий, вопросов присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук и выдачу соответствующих дипломов установленного образца;
— создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), установление их компетентности.
3. Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г.
Федеральное агентство по науке и инновациям является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научнотехнической и инновационной деятельностн, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научнотехннческой и инновационной деятельности.
4. Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики.
Федеральное агентство по образованию в установленной сфере деятельности осуществляет:
— организацию деятельности образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования;
— организацию повышения квалификации и переподготовки научнопедагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.