17.3. Управление промышленным комплексом, энергетикой, строительством и жилищнокоммунальной сферой

| Правовой портал "Правопорядок" | 17.3. Управление промышленным комплексом, энергетикой, строительством и жилищнокоммунальной сферой |
17.3. Управление промышленным комплексом, энергетикой, строительством и жилищнокоммунальной сферой

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образовано Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, с передачей ему функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, за исключением функций в сфере науки, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Российского агентства по боеприпасам. Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по системам управления, Российского агентства по судостроению, преобразуемого Федерального горного и промышленного надзора России и Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, а также преобразуемых Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государствеиного комитета Российской Федерации по строительству и жилищнокоммунальному комплексу, Российского авиационнокосмического агентства.

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государ ствеиной политики и иормативноправовое регулирование в сфере промышленного, обороннопромышленного и топливноэнергетического комплексов, в области использования атомной энергии, космической деятельности н развития авиационной техники, строительства, архитектуры, жилищной политики, жилищнокоммунального комплекса, атомного и технологического иадзора, а также функции федерального органа по техническому регулированию н национального органа по стандартизации.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральиой службы по атомному надзору, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федерального агентства по промышленности, Федерального агентства по строительству и жилищнокоммунальному хозяйству и Федерального агентства по энергетике.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим основным вопросам:
а) основные направления, концепции и комплексные прогнозные оценки развития в областях, входящих в сферу деятельности Министерства;
б) государственное регулирование и структурные преобразования в областях, входящих в сферу деятельности Министерства;
в) государственная политика в сфере промышленности, обороннопромышленного комплекса, структурная политика в сфере промышленного производства;
г) приоритетные направления научнотехнического развития и инновационной деятельности в сфере промышленности, включая определение перечня промышленных технологий гражданского и двойного назначения, разработку и осуществление мер по их реализации, формирование механизмов государственной поддержки промышленности, развитие инновационной инфраструктуры рынка наукоемкой продукции и услуг, объектов промышленной собственности;
д) государственная энергетическая политика, соглашения о разделе продукции, структурная политика в области топливноэнергетического комплекса, включая реформирование естественных монополий, рациональное использование и сбережение энергоресурсов;
е) государственная политика в области технического регулирования и метрологии, разработка технических рег ламептов, развитие систем аккредитации и добровольной сертификации, обеспечение единства измерений;
ж) жилищная и структурная политика в сфере строительства и жилищнокоммунального хозяйства, государственная политика в области градостроительства, разработка принципов застройки территорий муниципальных образований, механизмов развития рынка доступного жилья, в том числе развития системы ипотечного жилищного кредитования;
з) государственная политика в области использования атомной энергии, утверждение федеральных норм и правил, а также иных нормативных документов, регулирующих ядерную и радиационную безопасность, а также техническую безопасность в области использования энергии.
В соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. и Постановлением Правительства от 30.07.2004 г., которым утверждено Положение, Федеральный горный и промышленный надзор и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является;
— органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
— специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
— органом государственного горного надзора;
— специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
— органом государственного энергетического надзора;
— специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Федеральное агентство по промышленности действует иа основании Постановления Правительства РФ «Вопросы Федерального агентства по промышленности» и Положения о нем, утвержденного Правительством РФ.
Агентству переданы функции упраздненных Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по боеприпасам, Российского агентства по судостроению.
Функции агентства:
— оказывает государственные услуги в сфере развития и обеспечения производственной, научнотехнической и инновационной деятельности;
— осуществляет правоприменительные функции в области реализации государственной промышленной, инновационной и военнотехнической политики, ведение реестров организаций обороннопромышленного комплекса, аэродромов экспериментальной авиации;
— осуществляет в сфере деятельности агентства функции главного распорядителя средств федерального бюджета и государственного заказчика государственного оборонного заказа, соответствующих межгосударственных и федеральных целевых программ, а также строек и объектов, федеральной адресной инвестиционной программы;
— обеспечивает совместно с государственными заказчиками выполнение государственной программы вооружения н государственного оборонного заказа;
— принимает решения по вопросам оборота специальных материалов и специального оборудования для производства вооружения, боеприпасов к нему, военной техники, запасных частей, комплектующих изделий и приборов к ним, взрывчатых веществ и отходов их производства, а также средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий и др.
Федеральное агентство по энергетике действует на основании Положения о нем, утвержденного на основании Постановления Правительства «Вопросы Федерального агентства по энергетике».
Федеральное агентство по энергетике является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере производства и использования топливно энергетических ресурсов.
Основными функциями агентства являются:
— осуществление правоприменительных функций в области обеспечения деятельности подведомственных федеральных, государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; обеспечения энергетической безопасности, производства и использования топливноэиергетическнх ресурсов;
— координация деятельности организаций по разработке прогнозов развития электро и теплоэнергетики (за исключением атомной энергетики), нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газоснабжения и газового хозяйства, нефтепродуктообеспечеиня; магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, нетрадиционной энергетики;
— подготовка предложений по разработке инвестиционных проектов в своей области;
— разработка предложений по использованию систем магистральных нефтегазопроводов, нефтепродуктопро водов и энергетических систем и принятие мер по их реализации в установленном порядке;
— разработка предложений в области энергосбережения и обеспечения безопасности при функционировании и развитии топливноэнергетического комплекса;
— осуществление государственной политики по вопросам разработки и реализации соглашений о разделе продукции;
— реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах топливноэнергетического комплекса.
Федеральное агентство по энергетике возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ, по представлению председателя Правительства РФ.
Федеральное агентство по атомной энергии — это уполномоченный федеральный орган исполнительной властн, осуществляющий функции по проведению государственной политики, нормативноправовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса, ядериотоплнвиого цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а также международное сотрудничество в этой сфере.
Руководство деятельностью Федерального агентства по атомной энергии осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральное агентство по атомной энергии является органом государственного управления использованием атомной энергии, государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них.
Федеральное агентство по атомной энергии имеет право:
— запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции агентства вопросам;
— давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции агентства;
— привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
— создавать.координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
— учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников в указанных областях;
— учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции агентства.