17.2. Организация налогового дела. Финансовый контроль

| Правовой портал "Правопорядок" | 17.2. Организация налогового дела. Финансовый контроль |
17.2. Организация налогового дела. Финансовый контроль

Налоги ~ основной источник формирования доходной части государственного бюджета. Поэтому организации налогового дела в последине годы уделяется существенное нормативноправовое внимание.
Нормативная база налогообложения состоит из Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Налогового кодекса РФ и ряда правовых актов по сбору и контролю за налогами и сборами.
Указом Президента от 9.03.2004 г. преобразовано Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу (ФНС). Однако положения Указа в отношении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам вступают в силу после вступления в силу соответствующих федеральных законов, которые на данный момент еще ие приняты. Положения о Федеральной налоговой службе также еще нет.
Функции МНС по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах переданы Министерству финансов Российокой Федерации.

Полномочия остались прежние.
Федеральным органом управления в рассматриваемой сфере является Министерство РФ по налогам и сборам, которое уполномочено г
1) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
2) участвовать в разработке налоговой политики;
3) обеспечивать межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
4) осуществлять в установленном порядке валютный контроль;
5) осуществлять государственную регистрацию юридических лиц.
В единую централизованную систему налоговых органов входят:
— ФИС (МИС) РФ по налогам и сборам;
— управления ФНС РФ по налогам и сборам по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС России;
— инспекции ФНС РФ по районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции ФНС РФ межрайонного уровня.
Законодательную базу их деятельности составляют Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы, Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О налоговых органах Российской Федерации» и др.
Значительный объем контрольной работы выполняет Контрольноревизионное управление Министерства финансов России. Оно через главного контролера, контроле ровревизоров и ревизоров финансовых органов контролирует соблюдение бюджетного законодательства и финансовой дисциплины с министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями.
В области страховой деятельности в настоящее время контроль осуществляет Федеральная служба страхового надзора.
Федеральной службе страхового надзора переданы территориальные органы страхоэого надзора Министерства финансов Российской Федерации.
Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:
а) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;
б) выдача и отзыв квалификационных аттестатов;
в) ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
г) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;
д) осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;
е) получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
ж) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
з) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица;
и) обобщение практики страхового надзора.
Противодействие легализации доходов, добытых преступным путем, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Государственную политику в области рынка ценных бумаг осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.
В последнее время получает развитие независимый вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый на основе «Временных правил аудиторской деятельности в РФ», утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.
Аудиторская деятельность — ото предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежнорасчетной документации, налоговой декларации и иных финансовых обязательств предприятий, их объединений (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организаций и учреждений, банков и кредитных учреждений, их союзов и ассоциаций, страховых организаций, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, самостоятельно осуществляющих предпринимательскую деятельность. Она осуществляется наряду с государственным финансовым контролем.
Цель аудиторских проверок — установление достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия совершаемых финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам.
Ответственность за отдельные виды правонарушений в финансовой области предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях, а в случаях серьезных нарушений УК РФ.