ГЛАВА 17 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ 17.1. Организационноправовая система государственного управления финансами и кредитом

| Правовой портал "Правопорядок" | ГЛАВА 17 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ 17.1. Организационноправовая система государственного управления финансами и кредитом |
ГЛАВА 17 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ 17.1. Организационноправовая система государственного управления финансами и кредитом

В соответствии с положениями, закрепленными в Конституции РФ, к ведению Российской Федерации относятся финансовое и кредитное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы (ст. 71 Конституции РФ).
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране (ст. 72 Конституции РФ).
Установлено также, что на территории Российской Федерации не допускается установление какихлибо препятствий для перемещения финансовых средств, что денежной единит цей является рубль, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком России, что система налогов, взимаемых в Федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральными законами. Федеральные законы определяют также порядок выпуска государственных займов (ст.ст. 7475 Конституции РФ).
Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ей отчет о его исполнении. Обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114 Конституции РФ).

В соответствии с установленными предметами ведения Российской Федерации, Правительство РФ обладает следующими полномочиями в экономической сфере:
1) осуществляет регулирование экономических процессов;
2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
3) прогнозирует социальноэкономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
4) вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
5) осуществляет управление федеральной собственностью;
6) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере м е лсд у на род но го экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества;
7) осуществляет общее руководство таможенным делом;
8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
9) формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.
Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку н реализацию государственной социальноэкономической политики, включая единую государственную торговую политику, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социальноэкономический прогресс и устойчивое развитие РФ. На него возложены координация и регулирование внешнеэкономической деятельности, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области внутренней торговли, общественного питания и туризма.
Минэкономразвития является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области:
1) экспортного контроля;
2) контроля за проведением конкурсов иа размещение заказов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд, координации их проведения;
3) лицензирования отдельных видов деятельности;
4) аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области туризма, филиалов иностранных юридических лиц.
Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы — уполномоченных Министерства в субъектах и в отдельных регионах РФ и управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития РФ.
Основной объем управленческих функций в области финансов приходится на долю Министерства финансов Российской Федерации и входящих в его систему органов.
Существенная роль принадлежит также Центральному банку России. Функционирует специализированная система органов государственной налоговой службы.
В целом система специализированных органов государственного управления финансами шире, чем система финансовых органов (учреждений).
Объясняется это тем, что, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, проводится определенная грань между чисто финансовой, кредитной и налоговой функциями.
Субъекты, их реализующие, и составляют систему финансовых органов; действуют они хотя и самостоятельно, ио в тесной взаимосвязи.
Следует иметь в виду также и то, что роль субъектов, действующих в сфере управления финансами, различна. Это Министерство финансов, то есть федеральный орган исполнительной власти; это финансовое учреждение, наделенное некоторыми распорядительными полномочиями (например, Федеральное казначейство). Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране, является Министерство финансов России. Оно, а также Министерство финансов республик, финансовые управления и другие органы управления в субъектах Федерации и органы федерального казначейства образуют единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации.
Министерство финансов России координирует деятельность финансовых органов, координирует и регулирует деятельность подведомственных финансовых предприятий, руководит деятельностью подведомственных учреждений и организаций.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов от 6.03.1998 г., утвержденным Правительством РФ, Министерство финансов России:
— направляет деятельность органов управления финансами иа соблюдение единых принципов финансовобюджетного планирования, финансирование производственной и социальнокультурной сфер, создание финансовой базы для комплексного социальноэкономического развития соответствующих территорий,* Ш издает методические указания, инструкции и иные документы по вопросам организации работы финансовых органов.
Организация и деятельность кредитных учреждений регламентирована Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» (Банке России).
Банки это коммерческие учреждения, являющиеся юридическими лицами, которым предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего нмени размещать на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять другие банковские операции.
Образуются банки на основе любой формы собственности (в том числе и с привлечением иностранного капитала) н осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.
Банковскую систему России составляют: Центральный банк России, Сберегательный банк, коммерческие банки различных видов, а также иные кредитные учреждения, имеющие лицензию иа осуществление отдельных банковских операций.
Центральный банк РФ является главным банком России и находится в ее собственности.
Он независим от органов исполнительной власти, экономически самостоятелен и осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.