16.2. Правовые основы организации управления. Правовые акты управления

| Правовой портал "Правопорядок" | 16.2. Правовые основы организации управления. Правовые акты управления |
16.2. Правовые основы организации управления. Правовые акты управления

Массив действующих правовых актов, которые в той или иной мере относятся к организации управления, велик. Условно нх можно классифицировать по ряду критериев: по юридической силе; в зависимости от принципа федерализма; по содержанию; по характеру их влияния на организацию управления.
Классификация правовых актов по этим критериям позволяет расширить представление о правовых основах организации управления, их сложной структуре в современных условиях. При этом необходимо иметь в виду, что в настоящее время отсутствует четкое разграничение компетенции государственной власти и должностных лиц в вопросах организации управления на уровне Российской Федерации и ее субъектов.
Конечно же, с точки зрения государственного строительства, положение это явно негативное и требует исправления.
По юридической силе акты подразделяются:
— Конституция Российской Федерации, которая закрепляет в общем виде структуру экономической, социальнокультурной и административнополитической деятельности.
— Законы Российской Федерации.

— Постановления обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации.
— Конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Уставы субъектов РФ, кроме республик, имеют большое значение для организации управления на уровне этих субъектов. В уставах, принимаемых законодательными органами соответствующих субъектов Федерации, решаются важнейшие вопросы структуры органов управления и их статуса.
— Подзаконные акты Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти.
В зависимости от принципа федерализма данный принцип находит свос отражение в системе правовых актов, которые регламентируют организацию управления. Система их формируется на основе разграничения компетенции органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области организации управления в целом и конкретных сферах и отраслях.
По содержанию различаются общие правовые акты, которые распространяют свое действие на определенные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают, и специализированные, регламентирующие вопросы организации управления в отдельных отраслях и сферах.
В общих правовых актах содержатся иормы, которые касаются вопросов организации управления, не имеющих отраслевой специфики. Такого рода акты являются внеотрас левыми. Например, КоАП Российской Федерации.
Специализированные правовые акты более детально регламентируют организацию системы управления профильны миотраслями и сферами деятельности. Например, Закои РФ от 31 мая 1996 г. «Об обороне» закрепляет основы управления обороиой Российской Федерации.
По характеру влияния выделяются правовые акты, косвенно влияющие на организацию системы управления, и акты, непосредственно регулирующие те или иные его вопросы. Например, Гражданский кодекс РФ 1994 года не содержит норм по конкретным вопросам организации управления, Но, регламентируя отношения собственности, ои оказывает влияние, прежде всего:
— на концепцию организации управления экономикой в целом;
— на концепцию формирования системы отраслевых органов управления;
— иа выбор методов управления коммерческими и некоммерческими организациями и так далее.
При всеобщем господстве государствеииой собственности естественно, что эта система должна быть более разветвленной и специализированной, чем при ограничении ее государственной безопасности.
Правовые акты, непосредственно регулирующие те или иные вопросы организации управления, могут закреплять его конкретные принципы, содержать коикретиые нормы прямого действия. Такого рода нормы содержатся в общих, ко чаще в специализированных актах.
В области экономики основными правовыми актами, касающимися организации управления, являются:
— положения об отдельных органах исполнительной власти и их структурных подразделениях;
— акты Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти об образовании конкретных органов, утверждении их структуры и штатных расписаний.
В субъектах Российской Федерации полномочия органов государственной власти и должностных лиц в решении подобных вопросов определяются самими субъектами Российской Федерации в пределах их компетенции.
В тех случаях, когда в нормативных актах есть неопределенность относительно того, какие именно органы могут решать тот или иной организационный вопрос, приоритет принадлежит тому из них, решения которого обладают юридической силой.