15.3. Административный надзор: понятие, субъекты и содержание. Общий надзор органов прокуратуры

| Правовой портал "Правопорядок" | 15.3. Административный надзор: понятие, субъекты и содержание. Общий надзор органов прокуратуры |
15.3. Административный надзор: понятие, субъекты и содержание. Общий надзор органов прокуратуры

Административный надзор. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах.
Существует большое число государственных структур, которые занимаются административным надзором. Среди них немало специализированных.
Органы, осуществляющие административный надзор, не имеют широких распорядительных полномочий в отношении внутренней (хозяйственнопроизводственной и организационной) деятельности поднадзорных.
В отличие от контроля, административный надзор касается внешней деятельности организаций к учреждений.
Государственные инспекции и иные органы государственного управления, осуществляющие административный надзор, имеют право:
В фиксировать факты нарушений правил и корм;
В давать обязательные указания соответствующим органам и лицам об их устранении и совершении необходимых по предупреждению нарушений впредь;
В разрешать или запрещать отдельные действия;
В приостанавливать деятельность предприятий, учреждений и организаций;

В запрещать выполнение определенных работ, если нарушаются установленные правила их проведения;
В применять к виновным меры административного взыскания.
Виды административного надзора:
1. Надзор, осуществляемый специальными федеральными ведомствами:
В федеральный горный и промышленный надзор России;
В федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности.
2. Государственные инспекции:
Органы, обладающие надведомствеинымн полномочиями:
В государственная инспекция безопасности дорожного движения при МВД РФ;
в государственная противопожарная служба при МЧС РФ;
В государственная санитарноэпидемиологическая служба при Минздраве РФ и др.
Инспекции, надзорные функции которых ограничиваются рамками одноговедомства.
3. Административный надзор милиции:
В общий — за исполнением и соблюдением правовых актов по вопросам охраны общественного порядка;?
— специальный — за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за условно осужденными лицами.
Одним из направлений деятельности органов прокуратуры является общий надзор.
В соответствии с Законом Российской Федерацин от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» (статья 20), предметом общего надзора являются:
1) исполнение законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами, иными органами государственного управления, контрольными органами, предприятиями, учреждениями, организациями н объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, общественными, политическими организациями, объединениями, должностными лицами;
2) соответствие законам издаваемых перечисленными органами, организациями, должностными лицами правовых актов.
Прокуратура наделена комплексом полномочий, позволяющих прокурорам своевременно реагировать на нарушения законности в управлении, принимать меры по устранению причин и условий ее нарушения, восстанавливать нарушенные права, привлекать к ответственности виновных лиц.
Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора закреплены в статье 21 вышеназванного Закона. В соответствии со своей компетенцией он вправе беспрепятственно посещать объекты надзора и проверять исполнение ими законов; истребовать для проверки акты, издаваемые ими с нарушением закона; требовать от руководителей и должностных лиц представления необходимых документов, материалов статистических и иных сведений, проведение проверок и ревизий деятельности подконтрольных и подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и подчиненных должностных лиц в связи с имеющимися у прокурора сведениями о нарушениях закона.
В процессе проверки исполнения законов прокурор вправе:
— проверять закояность административного задержания граждан и освобождать своим постановлением тех из них, которые были незаконно подвергнуты административному задержанию несудебными органами;
— возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении;
— обращаться в суд за защитой прав и законных интересов граждан общества, государства, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.
Должностные лица, к которым поступило требование прокурора о проведении проверок и ревизий, обязаны приступить к их осуществлению не позднее 10 суток с момента получения таких требований.
Проверка исполнения законов, законности издаваемых поднадзорными объектами правовых актов осуществляется прокуратурой на основании поступивших в нее сообщений, заявлений, жалоб, сведений о фактах нарушения захсоннос ти (статьи 21 и 22 Закона).
Реализуя свои полномочия, органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативнохозяйственную деятельность поднадзорных объектов. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для исполнения адресатом. Их неисполнение влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют в своей работе соответствующие материалы, к которым относятся:
1. Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Итогом проверок являются справки, в которых дается анализ вскрытых нарушений, условий и причин, их порождающих, предлагаются меры по их устранению. Справки направляются в соответствующие органы, организации для принятия мер по устранению выявленных нарушений законности.
2. Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами и действиями должностных лиц, порождающих юридические последствия. Такие проверки осуществляются с целью установления соответствия актов и действий закону, иным нормативным актам. При этом выясняется, нарушены ли права и законные интересы граждан, общества, государства исполнением проверяемых актов, действий, нанесен ли им ущерб.
3. Участие прокурора в заседаниях органов представительной и исполнительной властей, в том числе при рассмотрении внесенных им протестов и представлений. Участие в таких заседаниях позволяет прокурору уже на стадии рассмотрения правовых актов давать им юридическую оценку.
4. Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности, поступающих в прокуратуру либо публикуемых в средствах массовой информации, и принятие по ним соответствующих мер.
В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом. В Законе закреплены три формы реагирования прокурора на нарушения законности.
В порядке общенадзориой деятельности прокурор вносит протест иа противоречащий закону акт (ст. 22 Закона). Протест приносится в орган, организацию или должностному лицу, издавшим акт, либо в суд. В ием прокурор излагает требование об отмене правового акта или его части либо о проведении его в соответствии с законом. Принесение прокурором протеста не приостанавливает действие опротестованного акта, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Например, принесение прокурором протеста на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10дневиый срок с момента его поступления в соответствующий орган, организацию, должностному лицу. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить более короткий срок рассмотрения протеста. Ответ прокурору иа протест дается в письменной форме.
Протест прокурора как правовой акт содержит определенные реквизиты:
— наименование опротестованного акта;
— кем и когда он издан;
— содержание опротестованного акта либо части его;
— правовое обоснование незакоиио изданного акта;
— указание на нарушение нормы закона или подзаконного акта;
— требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с законом опротестованного акта;
— предложение о рассмотрении протеста в установленный законом 10дпевиый срок;
— должностное положение прокурора, его классный чин, дата принесения протеста.
Представление прокурора является актом прокурорского надзора, формой его реагирования на факты нарушения закона, причины и условия, им способствующие. Оно вносится в орган, общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по их устранению.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме.
Еслн представление рассматривается коллегиальным органом, то он должен уведомить прокурора о дне заседания.
Основанием внесения представления может быть: выявленное нарушение закона либо совокупность нарушений, обобщенно жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру, обзоры судебной практики н другие обстоятельства, позволяющие прокурору суднть о состоянии законности на том или ином поднадзорном объекте.
Как и протест, представление содержит в себе определенные реквизиты:
— наименование поднадзорного объекта, которому оно адресуется;
— материалы, явившиеся основанием внесения представления;
— наименование нарушенного закона или законов;
— сущность совершенных правонарушений, их причины и условия;
— предлагаемые меры по ликвидации нарушений законности и устранению причин и условий, нм способствующих;
— указание на конкретных виновных лиц и предложение о привлечениях их к ответственности;
— должностное положение, классный чин прокурора, дата внесения представления.
Исходя из характера нарушения закона должностным лицом нлн гражданином, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела илн производства об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется в уполномоченный на то орган или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть дело в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщить прокурору в письменной форме.