ГЛАВА 14. АДМИНИСТРАТИВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО 14.1. Понятие, принципы и участники административного процесса

| Правовой портал "Правопорядок" | ГЛАВА 14. АДМИНИСТРАТИВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО 14.1. Понятие, принципы и участники административного процесса |
ГЛАВА 14. АДМИНИСТРАТИВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО 14.1. Понятие, принципы и участники административного процесса

В юридической литературе сложились два основных научных подхода к пониманию юридического процесса. Первый из них может быть охарактеризован как широкий. Сторонники широкого понимания юридического процесса, в частности В.М. Горшенев15, понимают под юридическим процессом абсолютно все правовые формы деятельности государственных органов и должностных лиц, а также других субъектов права по разрешению определенных юридических дел.
В.М: Горшеиев и его последователи рассматривают юридический процесс как властно организующую деятельность компетентных органов и должностных лиц по применению правовых норм для разрешения всех категорий юридических дел, а ие только споров или дел о правонарушениях.
Представители второго подхода, в частности В.Н. Протасов16, наоборот, сводят юридический процесс только к юрис дикциониой деятельности компетентных органов, т. е. к деятельности по разрешению споров и привлечению правонарушителей к ответственности.
По мнению В.Н. Протасова, юридический процесс представляет собой процессуальную процедуру, в рамках которой реализуется охранительное правоотношение. Регулятивное же правоотношение, с точки зрения В.Н. Протасова, осуществляется не в форме юридического процесса, а в форме так называемой материальной процедуры.

Производство по делам об административных правонарушениях является одним из видов административных производств, составной частью административного процесса.
Разрешение существующих в науке противоречий относительно понятия юридического процесса возможно путем нахождения такого подхода к рассматриваемой проблеме, который был бы основан на общепризнанных правовьгх конструкциях, выработанных общей теорией права.
Рассмотрим юридический процесс как общеправовое явление с целью определения его места и роли в механизме правового регулирования.
Слово «процесс» толкуется в словарях русского языка и иностранных слов как «ход какоголибо явления, последовательная смена состояний, стадий развития». Из этого следует, что юридический процесс необходимо рассматривать как последовательную смену какихлибо правовых явлений, состояний, возникающих в жизни общества и вызываемых юридически значимыми действиями, совершаемыми носителями государственной власти, гражданами н юридическими лицами. Само движение, смена юридических явлений в жизни общества происходит в результате действия механизма правового регулирования общественных отношений.
Как известно, в общей теории права выделяют три основные стадии правового регулирования, а именно:
1) стадия нормативной регламентации поведения людей, т. е. установления норм права;
2) стадия возникновения, на основе норм права и при наличии соответствующих юридических фактов, правоотношений;
3) стадия реализации субъективных юридических прав и обязанностей, возникших у субъектов правоотношений.
Таким образом, в ходе правового регулирования государством общественных отношений происходит последовательная смеиа юридических явлений, т. е. движение их от состояния разработки и принятия правовых норм до состояния упорядоченности на основе этих норм отдельных сторон жизни общества. Это движение, смена юридических состояний происходит в результате совершения государством и другими субъектами общественных отношений последовательных волевых действий, направленных на достижение определенных правовых результатов для себя и на упорядочение жизии общества в целом.
В связи с этим: представляется, что юридический процесс в наиболее широком его понимании может быть определен как деятельность (совокупность последовательно совершаемых действий) государства, других субъектов юридических отношений по выработке правовых норм и приведению их в действие в целях урегулирования жизни общества, обеспечения правопорядка. При этом рассматриваемая нами деятельность обеспечивает как правовое регулирование общественных отношений, так и их охрану.
Юридический процесс возникает тогда, когда компетентные органы и лица начинают совершать определенные юридически значимые действия, направленные на разрешение гражданских или уголовных дел, в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством.
Следовательно, под производством по делам об административных правонарушениях следует понимать особый внд процессуальной деятельности, урегулированную законом процедуру разрешения определенной группы дел.
Юридический процесс в узком, практическом понимании представляет собой совокупность совершаемых субъектами права в определенной логической последовательности связанных между собой юридически значимых действий, направленных в конечном итоге на нормативное урегулирование какоголибо общественного отношения нли на разрешение на основе норм материального права конкретного жизненного случая, и совокупность возникающих па основе этих действий н в соответствии с процессуальными нормами правоотношений.
Урегулированный процессуальными нормами порядок (правовую форму) совершения одного нли совокупности действий, составляющих содержание того илн иного внда юридического процесса, следует рассматривать как юридическую процедуру.
Административный процесс ~ совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.
Стадия административного процесса — это совокупность административнопроцессуальных действий, совершаемых особым кругом субъектов для решения конкретных административнопроцессуальных задач.
Особенностями стадии административного процесса является, прежде всего, то, что эти стадии регламентированы нормами административнопроцессуального права, они направлены на решение конкретных задач, охватывают особый круг участников, имеющих специфический правовой статус. Для административнопроцессуальных действий обозначены конкретные сроки совершения, а также то, что они требуют процессуального оформления.
Общими стадиями административного процесса являются:
1) анализ ситуации;
2) рассмотрение дела и принятие решения;
3) исполнение принятого решения.
В зависимости от содержания, законодатель выделяет три части административного процесса:
1. Процесс административного правотворчества.
Правотворческий процесс осуществляется иа.стадии разработки, принятия и введения в действие нормативных актов и представляет собой деятельность компетентных государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц по подготовке, принятию (изданию), опубликованию и введению в действие законов и подзаконных нормативных актов. Разновидностями правотворческого процесса являются законодательный процесс, нормотворческие процессы, осуществляемые Президентом РФ, главами субъектов РФ, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
2. Правонаделнтельиый ияи оперативнораспорядительный процесс, включающий в себя:
— поощрительное производство;
— распределительное производство;
— разрешительное производство;
— производство по комплектованию личного состава и т. д.
3. Административноюрисдикц ионный процесс, который включает в себя четыре вида производств:
1) производство по жалобам и заявлениям граждан;
2) производство по делам об административных правонарушениях;
3) производство по применению мер административного пресечения;
4) дисциплинарное производство.
Принципами административного процесса являются:
Принцип законности — реализация материальных норм административного права должка осуществляться в точном соответствии с установленным законом порядком.
Принцип объективной истины — принятое решение должно основываться на объективном н всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Принцип равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело, участники процесса не могут быть ограничены в правомочиях в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Принцип гласности процесс осуществляется на основе публичности и доступности гражданам; исключение составляет информация, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, а также сведения об интимной стороне жизни участников процесса.
Принцип национального языка — включает в себя положение о том, что процесс ведется на русском языке или языке субъекта Российской Федерации, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности.
Принцип оперативности процесс ведется в максимально короткие сроки.
Принцип экономичности проведение административного процесса требует минимум материальных затрат.
Принцип ответственности за ненадлежащее ведение процесса должностные лица, виновные в нарушении процессуальных норм, принятии неправильных решений, несут установленную законом юридическую ответственность.
Участники административного процесса — это лица, обладающие административнопроцессуальной правосубъектностью.
Административная правосубъектность включает в себя: правоспособность и дееспособность.
Правоспособность это способность лица иметь, в силу административнопроцессуальных норм, субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность — это установленная административно процессуальными нормами способность лица своими действиями реализовывать права и обязанности в административном процессе.
Конкретными видами участников административного процесса являются:
— граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, граждане СНГ, иностранные граждане, а также лица без гражданства;
— государственные органы, предприятия и учреждения.
— государственные служащие;
— общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
— служащие общественных и иных негосударственных формирований.