ГЛАВА 12. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ 12.1. Понятие и классификация мер административного принуждения

| Правовой портал "Правопорядок" | ГЛАВА 12. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ 12.1. Понятие и классификация мер административного принуждения |
ГЛАВА 12. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ 12.1. Понятие и классификация мер административного принуждения

В теории административного права выделяют четыре основных вида государственного принуждения: уголовное, административное, дисциплинарное и гражданскоправовое.
По своей сути административное принуждение является разновидностью государственного принуждения. Оно применяется компетентными государственными органами и их полномочными представителями на основании норм административного права.
Административное принуждение ~ это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях предупреждения, пресечения административных правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Для административного принуждения характерно следующее:
— административное принуждение применяется только на основе закона. Нормами права регулируется следующее: какие меры, при каких условиях, в каком порядке и кем могут применяться. Четкая регламентация принудительных мер необходима для соблюдения принципов неприкосновенности личности, жилища и личной собственности граждан;

— по общему правилу, для него характерен внесудебный порядок применения, так как использование пдмини стратввнопрннудительиых мер отнесено к компетенции соответствующих исполнительных органов или должностных лиц, которые непосредственно реализуют их без обращения в суд. Однако необходимо учиты вать, что в соответствии с российским законодательством отдельные меры административного принуждения используются судами в случаях наложения более строгих административных взысканий;
— административное принуждение применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим административноправовые иормы;
— меры административного принуждения применяются как к лицам, так и к организациям;
— порядок их применения урегулирован нормами административного права и является составной частью административного процесса;
— для административного принуждения характерна множественность органов и должностных лиц, его применяющих;
— административное принуждение имеет цель: наказание правонарушителей, пресечение и предупреждение административных правонарушений;
— правоограиичения лиц, к которым применяются меры административного взыскания, менее ощутимы и суровы, чем те, которые сопровождают другие меры государственного принуждения (например, меры уголовного наказания);
— меры административного принуждения могут применяться как в отношении правонарушителей, так и к лицам, не совершающим правонарушения (например, меры, применяемые при возникновении чрезвычайных обстоятельств и т. д.);
— административное принуждение применяется ие всеми субъектами управленческой деятельности, а лишь теми, кто специально уполномочен законом иа их применение;
— административное принуждение в значительной степени имеет также и профилактическое значение.
Меры административного принуждения очеиь разнообразны и обладают различными признаками, которые мы рассмотрим в данной главе.
По целевому назначению меры административного принуждения могут быть подразделены на три группы: а) административнопредупредительные меры;
б) административнопресекательные меры;
в) меры административной ответственности.
Общим для всех мер административного принуждения является их принудительнообязательный и государственно властный характер; все онн являются административно правовой формой охраны правопорядка, характер каждой из ннх определяется конкретным видом отношений, которые они обеспечивают.
Административнопредупредительные меры применяются прн отсутствии правонарушений, при наступлении определенных условий, чаще всего чрезвычайного характера. Целями их являются предупреждение правонарушений, охрана общественной безопасности и предупреждение вредных, тяжелых последствий.
К административнопринудительным мерам относятся: досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский); проверка документов, удостоверяющих личность; административное задержание; закрытие участков государственной границы и другие.
Сущность административнопресекательных мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий или деятельности граждан, должностных лиц, учреждений, организаций или предприятий.
В качестве административнопресекательных мер применяются:
— требования прекратить противоправные действия;
— непосредственное физическое воздействие, например применение приемов самообороны сотрудниками милиции при задержании правонарушителя;
— применение специальных средств, например сотрудниками милиции резиновых палок, слезоточивого газа,
наручников и т. д.;
— административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении и др.
Меры административной ответственности, в отличие от двух предыдущих классификационных групп, меры ответственности (наказания), обладают карательными свойствами. Именно через административные взыскания реализуется институт административной ответственности.