11.2. Убеждение как метод государственного управления

| Правовой портал "Правопорядок" | 11.2. Убеждение как метод государственного управления |
11.2. Убеждение как метод государственного управления

Убеждение — это использование различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного нлн ее преобразования.
С помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников административноправовых отношений.
Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи, цели государства и одобряют нх.
Убеждение как метод государственного управления имеет свои характерные черты, элементы и средства.
Характерными чертами убеждения является то, что, прежде всего, убеждение используется постоянно н в отношении всех граждан, а также обеспечивает добровольное выполнение норм, указаний, предписаний, а в конечном нтоге воспитывает «привычку» законопослушаиня.
Элементами убеждения как метода государственного воздействия являются:
— овладение вниманием;
— внушение;
— воздействие на сознание;
— оперирование эмоцнямн;
— формирование интереса.
Средствами убеждения могут быть:
— обучение — процесс целенаправленного формирования зианнй, умений и навыков;

— пропаганда распространение в массах и разъяснение идей, учений н знаний;
— агитация распространение идей в целях привлечения масс к активной общественнополитической деятельности;
— разъяснительная работя — деятельность по объяснению содержания чеголибо;
— критика отрицательное суждение и указание недостатков в какойто нлн чьейто работе;
— осуждение антисоциального поведения выражение неодобрения, порицание отклоняющегося (девиантно го) доведения;
— обмен опытом.
Необходимо помнить о том, что убеждение относится к прямым (административным) методам государственного управления.
Как мы уже указывали ранее, существуют также методы косвенного воздействия, к которым относятся социальнопсихологические и экономические методы государственного управления, виды которых будут рассмотрены нами в следующем параграфе.
11.3. Социальнопсихологические и экономические методы государственного управления. Административное поощрение
Из самого названия «социальнопснхологические методы» вытекает то, что они являются методами социологической и психологической направленности.
К социологическим методам относятся:
— управление социальномассовыми процессами;
— управление коллективами людей;
— управление индивидуальноличностным поведением.
Психологические методы государственного управления подразделяются на такие виды, как:
— гуманизация труда;
— психологическое побуждение;
— комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
— профессиональный отбор работников по их психологическим характеристикам.
Экономические методы это также способы воздействия на поведение трудовых коллективов, должностных лиц н граждан. Но они ориентируются не на прямое, а на косвенное воздействие, через интересы управляемых.
Видамн экономических методов управления являются: прибыль, премия, кредит, лицензия, налогообложение, квоты н т. д.
Применение экономических методов означает создание таких экономических условий, установление таких стимулов, которые вызывают у управляемых заинтересованность в выполнении определенной работы. Главное при этом заключается в том, что субъект управления с помощью экономических методов добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы.
Поощрение — способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел.
Существует два вида оснований, которые дают возможность применить к гражданину такой вид административного воздействия, как поощрение.
Абсолютные основания:
— добросовестное выполнение трудовых и служебных обязанностей;
— выполнение гражданского долга, например помощь в задержании преступника, спасение утопающего и т. д.;
— поощрение матерей, родивших и воспитавших более пяти детой;
— юбилеи, заслуги иностранных граждан перед Россией в развитии науки, техники и т. д.
Относительные основания — это обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Данный вид оснований регулируется Кодексом об административных правонарушениях и дисциплинарными уставами.
К категории относительных оснований административного воздействия в виде поощрения относятся:
— добровольный отказ от неправомерной деятельности;
— чистосердечное раскаяние;
— добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.
Поощрение как способ воздействия на сознание н волю людей имеет ряд особенностей:
1) фактическим основанием для применения поощрения является заслуга, деяние, положительно оцениваемое субъектами власти;
2) поощрение всегда связано с оценкой уже совершенных деяний и является составной частью государственного контроля;
3) поощрение всегда применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;
4) поощрение заключается в моральном одобрении, наделении определенными правами, материальными ценностями и иными благами;
5) в основном поощрение урегулировано правом, во многих случаях реализуется в форме правоприменения;
6) поощрение косвенно воздействует на волю поощряемого, стимулируя его.
С точки зрения правовой основы поощрение может быть формальным и неформальным.
Формальное поощрение — поощрение, регламентированное правовыми нормами. Такие меры оформляются специальными правоприменительными актами и, как правило, заносятся в трудовую книжку или служебную карточку.
Неформальное поощрение это применение разнообразных мер воздействия, которые не предусмотрены юридическими нормами (например, публичная похвала).
По своему содержанию поощрение может быть: В моральным (например, благодарность, грамота, похвальный лист); В материальным — премия, ценный подарок; В статусным — изменяющее правовой статус гражданина, например, присвоение почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации о. в смешанным — часто одна мера содержит моральное и статусное поощрение (например, присвоение звания Героя Российской Федерации).
Меры поощрения могут применяться как к коллективным субъектам, например объявление благодарности Президента РФ коллективу Финансовой академии за заслуги по подготовке высококвалифицированных специалистов в финансовобанковской области, так и к индивидуальным субъектам, например для иностранных граждан и лиц бея гражданства установлено применение такого поощрительного средства, как предоставление лнцу с его согласия почетного гражданства.
Умелое использование разнообразных методов в определенной обстановке свидетельствует об искусности субъекта управления.
От умения выбрать и применить их во многом зависит достижение поставленной цели, а значит и эффективность управленческой деятельности.?