8.2. Административноправовой статус государственных служащих

| Правовой портал "Правопорядок" | 8.2. Административноправовой статус государственных служащих |
8.2. Административноправовой статус государственных служащих

В статье 1 Федерального закона <06 основах государственной службы РФ» дано понятие государственной должности. Государственной теперь называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этнх обязанностей. Из этого определения можно выделить четыре характерных признака государственной должности: 1) ее принадлежность только государственному органу; 2) объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа; 3) оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации; 4) государственный служащий несет ответственность, в соответствии с законодательством, за действия либо бездействия, связанные с исполнением должностных обязанностей. В зависимости от внда государственной власти, государственная служба может быть: 1) в представительных органах; 2) в судебных органах; 3) в органах исполнительной власти; 4) в иных органах. Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы, так называемые квалификационные разряды: -- высшие государственные должности госслужбы (5я группа); -- главные государственные должности госслужбы (4я группа); -- ведущие государственные должности госслужбы (3я группа); -- старшие государственные должности госслужбы (2я группа); -- младшие государственные должности госслужбы (1я группа). Государственные должности подразделяются также в зависимости от характера и объема полномочий: 1) представители административной властн — лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции); 2) оперативный состав — государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов, например, юри стыконсуяьтанты; 3) вспомогательный состав — государственные служащие, служебная деятельность которых ие предполагает совершения действий, которые влекут юридические последствия и влияют иа содержание решений данного органа, например, технические секретари; 4) граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, которые влекут юридические последствия. К данной категории относятся нотариусы. В квалификационные требования к служащим, занимающим государственные должности, включаются: -- уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственной должности; -- стаж и опыт работы по специальности; -- уровень знаний законодательства применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды: 1) государственным служащим, замещающим высшие государственные должности, действительный государственный советник Российской Федерации 1го, 2го, и 3го класса; 2) государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности, — государственный советник Российской Федерации 1го, 2го и 3го класса; 3) государственным служащим, занимающим старшие государственные должности — советник государственной службы 1го, 2го и 3го класса; 4) государственным служащим, занимающим младшие государственные должности, референт государственной службы 1го, 2го и 3го класса. Для отдельных видов государственной службы вводятся другие виды квалифицированных разрядов: воинские звания, дипломатические ранги и т. д. За каждой должностью, которую занимает служащий, закрепляется определенный комплекс полномочий. Различие в объеме н характере должностных полномочий является основанием для классификации государственных служащих на трн основные группы: должностные лнца, представители власти, вспомогательные работники. 1. Должностные лица. Понятие «должностное лнцо* весьма часто встречается в различных законодательных и нормативных актах Российской Федерации: в Конституции, Трудовом кодексе, Уголовном кодексе, Кодексе РФ по делам об административных правонарушениях и др. Однако необходимо учитывать, что, например, определение должностного лица, данное в Уголовном кодексе (см. примечание к статье 285), не имеет универсального характера. Оно распространяется лишь на деяния, предусмотренные главой 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Те же положения восприняты и Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 2.4). 2. К вспомогательным работникам относятся государственные служащие, наделенные служебными обязанностями и правами совершать только материальнотехнические операции, необходимые для нормального функционирования соответствующего государственного органа. Однако в их обязанности может входить и совершение технических операций, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, так как со дня регистрации исчисляются установленные законодательством сроки их рассмотрения. К вспомогательным работникам относятся технические секретари, делопроизводители, экспедиторы и др. 3. Особую категорию должностных лиц образуют представители административной (исполнительной) власти. К ним относятся должностные лица, которые наделены властными полномочиями предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания), обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами и организациями, не подчиненными по службе представителю власти. К представителям административной власти, например, относятся сотрудники милиции, а также представители различных коитрольноиадзорных служб (пожарного надзора, санитарноэпидемиологического надзора, рыбнадзора и др.). Законные требования представителей власти, вытекающие из предоставленных им государственновластных полномочий, обеспечиваются мерами административного воздействия. Все государственные служащие являются субъектами административного права. Оии обладают определенными правами, а также несут обязанности и ответственность перед обществом и государством наравне со всеми гражданами. Вместе с тем, законодательство предусматривает некоторые ограничения служащих, вызванные интересами их службы.