5.5. Административноправовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

| Правовой портал "Правопорядок" | 5.5. Административноправовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства |
5.5. Административноправовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранных граждан иа территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами.
Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, являются: Конституция РФ (ст.ст. 27, 62, 63), Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 26.07.2002 г., Федеральный закон «О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 и ряд других.
В соответствии с этими нормативными актами иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором.
Иностранные граждане на территории Российской Федерации подразделяются иа три категории.
1. Постоянно проживающие имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
2. Временно пребывающие иностранные граждане, находящиеся иа территории Российской Федерации на иных законных основаниях.

3. Проезжающие через территорию Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных документов.
При этом иностранные граждане и лнца без гражданства обязаны соблюдать действующие законы, независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.
Особенности административноправового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством:
— они ие могут избирать и быть избранными э органы государственной власти и другие выборные органы;
— принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах);
— иностранные граждане могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с действующим законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству;
— они не иесут обязанностей по военной службе;
— они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
— они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов: видов на жительство, заграничных паспортов и т. д.;
— для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства;
— для ннх предусмотрена такая мера ответственности, как административное выдворение за пределы РФ, которая заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации. Это административное наказание связано с обеспечением государственной безопасности и охраной общественного порядка. Его субъектами могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства. Выдворение иностранного гражданина за пределы страны происходит в случаях; а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности илн охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и загсонпых интересов граждан и других лиц; в) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, таможенное, валютное или иное законодательство.
Данный внутригосударственный акт не предполагает в дальнейшем судебного преследования выдворенного лица. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РФ иностранными гражданами, которые согласно действующему закону и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается дипломатическим путем.
Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет права и обязанности, но н обеспечивает реализацию и защиту правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.
Юридические гарантии закреплены в текущем законодательстве и практически соответствуют гарантиям граждан РФ.