5.4. Обращения граждан и их виды

| Правовой портал "Правопорядок" | 5.4. Обращения граждан и их виды |
5.4. Обращения граждан и их виды

Законодательство еще советского периода уделяло значительное внимание механизму реализации обращений граждан, Так например, 12 апреля 1968 года быя издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», которому быяа придана сила закона,
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Различают три вида обращений граждан:
1) предложение это привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности илн регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения;
2) заявление обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, ие связанного с его нарушением;
3) жалоба обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.
Законодательство позволяет также различать:
а) общее право жалобы, которым обладают все граждане как таковые;

б) специальное право жалобы, предоставленное лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров и т. п.
Специальное право закрепляется законодательством, наделяющим граждан в дополнение к общей еще и специальной правосубъектностью. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, именуется в загсонодательстве не гражданином, а лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Так, в частности, постановление может быть вынесено как в отношении гражданина, так и должностного лица, водителя автотранспортного средства и т. д.
Общее право жалобы, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подразделено на два вида: право иа административное обжалование и право на судебное обжалование.
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а суде могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лнца. Также не ограничен круг лиц, которые имеют право подать жалобу. При этом запрещается пересылка жалобы иа рассмотрение того органа или должностное го лица, на действия которых подана жалоба. По смыслу указанного нами закона, жалоба подлежит разрешению в срок до одного месяца.
Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действие которых обжалуется,
Закон РФ от 27 апреля 1993 года закрепляет право граждан обжаловать в суд коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений к их объединений и должностных лиц, в результате которых:
а) нарушены права и свободы граждан;
б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод;
в) незаконно на гражданина возложена какаялибо обязанность или он незаконно привлечен к какойлибо отв етственност и.
Однако необходимо помнить, что в порядке, который предусмотрен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права н свободы граждан», не могут быть обжалованы действия или решения, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а также действия или решения, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
При отом необходимо учитывать, что в данном случае речь идет не об ограничении судебного обжалования, а только лишь о пределах действия указанного закона к о различных правовых режимах обжалования в суд.
Закон также устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу илн должностному лицу.
В свою очередь, орган или должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Также жалоба может быть подана не самим: гралсдани ном, права которого нарушены, а уполномоченным в надлежащем порядке его представителем.
Жалоба может быть подана либо по месту жительства гражданина, чьи права нарушены, либо в суд по месту нахождения органа или должностного лица, которые нарушили права гражданина.
С жалобой в суд гражданин может обращаться в установленные законом сроки:
а) в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав;
б) в течение одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином ие был получен на нее письменный ответ.
Жалоба рассматривается судом по правилам Гражданского судопроизводства. Суд, признав обжалуемое действие или решение незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Призиав обжалуемое действие или решение законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы.
Эффективность права жалобы как средства защиты прав и свобод граждан предполагает устранение из законодательства всех тех позиций, которые затрудняют ее реализацию. При этом закон должен предусматривать ответственность за подачу жалобы в клеветнических целях и специально установленную ответственность должностных лиц, которые виновны в нарушении законодательства о разрешении жалоб и заявлений граждан.