4.4. Государственное управление, его признаки и принципы

| Правовой портал "Правопорядок" | 4.4. Государственное управление, его признаки и принципы |
4.4. Государственное управление, его признаки и принципы

Государственное управление, в широком смысле слова, это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).
В узком смысле слова государственное управление можно характеризовать как исполнительную деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе. В этом случае государственное управление осуществляют органы исполнительной властн: правительства’, министерства, государственные комитеты, комитеты, администрации краев (областей) и т. д. Именно онн непосредственно решают вопросы общего управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями, объединениями, учреждениями, организациями, оказывают управленческое воздействие на негосударственные объекты,
Субъектами государственного управления являются государственные органы и должностные лица, которые наделены государственновластньсмн полномочиями.
Объекты государственного управления — это предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий.

Деятельность, которая осуществляется субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно’распорядительной.
Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от термина «государственная власть», вместо него в оборот был внедрен новый термин исполнительная власть. Это объясняется тем, что Конституция Российской Федерации в статье 10 закрепила, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, таким образом, провозгласив принцип разделения властей.
Основными чертами государственного управления является то, что:
1) государственное управление является организующей деятельностью;
2) государственное управление — деятельность исполнительнораспорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий;
3) государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социальнокультурным и административнополитическим строительством;
4) государственное управление — подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона» , а также она вторична по отношению к законодательной деятельности.
Государственное управление строит свою деятельность на основных положениях, или так называемых принципах.
Принципами государственного управления являются основополагающие начала, руководящие установки, которые определяют правила осуществления данного вида деятельности н ее организации.
Они отражают наиболее существенные стороны организации и деятельности всей управляющей системы страны.
В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социальпоправовые) и организационные принципы.
Общие принципы государственного управления:
1. Объективность управления. Означает строгое соответствие управленческой деятельности объективным закономерностям, учет реальных возможностей и действительного состояния объекта управления в процессе принятия управленческого решения. Это исключает возможность субъективного подхода в процессе управления. Отступления от этого принципа всегда влекли за собой ошибки субъективистского н волюнтаристского характера.
2. Законность и дисциплина в управлении. Во всей государственной деятельности незыблемо правило, согласно которому закон обязателен для всех, и до тех пор, пока он не изменен или не отменен полномочным органом, все государственные органы, должностные лица, граждане н общественные организации обязаны строжайше его соблюдать. Конституция РФ в прямой форме закрепила принцип закопнос ти как основу деятельности Российского государства и всех его органов. Государственная дисциплина означает повиновение порядкам и правилам, установленным полномочными органами государства, основанным на законах, выполнении распоряжений начальников.
3. Конкретность управления. Этот принцип означает, что в процессе каждого единичного управленческого цикла необходимо строго учитывать конкретные ситуации, т, е. конкретные условия и факторы, влияющие на осуществление поставленной задачи.
4. Участие граждан в управлении. Непосредственно право граждан участвовать и управлении государством закреплено в Конституции РФ. Обозначены и организационные формы такого участия:
— право участвовать в управлении делами государства, набирать н быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32);
— право обращаться лнчно, а также направлять индивидуальные п коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст, 33):
— проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31):
— создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);
— знакомиться в органах государственной власти с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (ст. 34).
5. Эффективность управления. Суть данного принципа заключается в том, чтобы достигнуть целей управления при наименьших затратах сил, средств и времени.
6. Сочетание централизации и децентрализации. Соблюдение этого принципа предполагает сочетание интересов России, ее субъектов и местного самоуправления.
Несоблюдение этого принципа приводит, с одной стороны, к снижению роли федеральных субъектов управления состоянием дел в соответствующей сфере или отрасли управления, а с другой — к мелочной опеке, к ограничению самостоятельности нижестоящих субъектов управления при осуществлении оперативных функций управления.
Организационные принципы:
1. Отраслевой принцип выступает в качестве основного в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность. Здесь каждый из объектов отрасли, независимо от того, на чьей территории он расположен, управляется из центра через соответствующие министерства и ведомства и подчиненные им органы на местах.
2. Территориальный принцип. Суть этого припцшга состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. Территориальный принцип позволяет обеспечивать комплексное развитие сфер и отраслей управления на конкретной территории (в республике, крас, области, округе, городе и т. д.).
3. Линейный принцип. Здесь каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении своих подчиненных всеми правами и функциями управления. Линейный принцип обычно применяется при организации небольших по численности групп и коллективов работников и там, где работа относительно несложна и не требует узкой специализации. Наиболее часто на этом принципе строятся низовые аппараты при управлении непосредственно исполнителями, которые не имеют подчиненных.
4. Функциональный принцип. Иа основе этого принципа формируются специальные органы и аппараты исполнительной власти, которые осуществляют общие над ведомственные функции управления (статистика, стандартизация, метрология и др.).
Функциональный принцип применяется также при сложных структурах аппаратов исполнительной власти, поскольку единоличный руководитель не в состоянии лично реализовать все функции органа. В этих случаях образуются и действуют подразделения, реализующие координационные и обеспечивающие функции (кадровую, финансовую, функцию планирования работы органа и др.).
5. Принцип двойного подчинения. Этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Федерации, региональных органов исполнительной власти.
6. Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом н работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.
7. Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы предполагает, что за иенадле жащее исполнение служебных обязанностей они могут быть привлечены к дисциплинарной или иной ответственности.
8. Сочетание единоначалия и коллегиальности. Коллегиальность и единоначалие это две формы устройства ор гапов и организации их деятельности.
Коллегиальное устройство органа государственного управления выражается в том, что он сам есть коллегия. Управленческие решения таким органом принимаются коллегиально.
Единоначалие выражается в том, что во главе органа стоит единоличный руководитель. Однако необходимо знать, что коллегиальность существует и в ряде единопачальных органов управления там, где есть коллегиальные структурные подразделения. Тогда решения таких коллегий приобретают юридическую силу лишь в случае согласия с ними единоличного руководителя и оформляются путем издания им соответствующего акта управления.
Каковы жо функции государственного управления? Во первых, это разработка и реализация политики, которая выражается в государственных программах общефедерального и регионального масштабов. Вовторых, установление и эффективное проведение в жизнь правовых н организационных основ хозяйственной жизни. Втретьнх, управление учреждениями государственного сектора. Вчетвертых, это регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора. Впятых, обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления. И, наконец, функция государственного контроля н надзора за процессами, которые происходят в управляемой и регулируемой сферах.