3.4. Административноправовые отношения, их классификация

| Правовой портал "Правопорядок" | 3.4. Административноправовые отношения, их классификация |
3.4. Административноправовые отношения, их классификация

Административноправовые отношения — ото урегулированные нормами административного права общественные отпошепия, где их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления. А так как административноправовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то онн обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям.
Учитывая то, что административноправовые отношения по своей сути неоднородны, это дает нам возможность их классифицировать по различным основаниям:
1. По юридическому характеру административноправовые отношения делятся на материальные и процессуальный.
К материальным административноправовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права.
Административнопроцессуальные правоотношения — это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуальпокопкретных дел и регулируются административнопроцессуальным и нормами.

2. По соотношению прав и обязанностей участников административноправовые отношения делятся иа две группы:
— отношения, в которых один, из участников подчинен другому — вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административноправовых отношений является то, что они возникают иа основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица.
Вертикальное административноправовое отношение может возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения; — отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга — горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими, а также между гражданами. Горизонтальные административноправовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами праа в сфере управления.
3. По характеру юридических фактов, порождающих административноправовые отношения, эти правоотношения делятся иа отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Последние именуются деликтами.
4. По способу защиты административноправовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административноправовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.
3.5. Содержание административноправовых отношений и юридические факты
Существует ряд особенностей, которые свойственны рассматриваемым нами отношениям, именно как административноправовым:
1. Они урегулированы именно нормами административного права, а ие какойлибо иной отрасли права.
2. Они возникают, изменяются и прекращаются в специфической сфере общественной жизни в сфере государственного управления.
3. В административноправовых отношениях одной нз сторон всегда выступает орган исполнительной власти. Отсюда распространено мнение, что административноправовые отношения, в отличие от иных (прежде всего — гражданско правовых), являются властеотношениями, построенными ин началах «власть — подчинение». Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. В управленческих отношениях налицо соподчиненность воль.
4. Разнообразие субъектов также составляет одну из особенностей этих отношений.
5. Данные отношения могут возникать, изменяться или прекращаться либо по инициативе самих их участников, либо по инициативе третьих лиц, в ннх не участвующих. Согласия илн желания второй стороны на возникновение административного правоотношения не требуется. Более того, в ряде случаев оно возникает против его воли (например, наложение административных наказаний, ликвидация нли реорганизация структурных звеньев н другие).
6. Споры, связанные с административноправовыми отношениями, рассматриваются н разрешаются, как правило, в административном, т. е. во внесудебном порядке. Это значит, что основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов государственноуправленческой деятельности,
7. Не менее важной особенностью является н то, что невыполнение обязанностей стороной этих отношений влечет за собой ее ответственность перед государством в лице его соответствующего органа илн должностного лица.
Административноправовое отношение имеет свой состав (структуру). Субъоктом административноправового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями.
Необходимо различать понятия «субъект административного права» н «субъект административноправовых отношений».
Субъект административного права может быть определен в нормах права рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть пе быть их субъектом.
Субъектами административноправовых отношении являются:
— граждане России;
— иностранные граждане и лица без гражданства;
— государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;
— общественные (негосударственные) объединения;
— служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений;
— представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.
При этом необходимо различать момент наступления административной правосубъектности, то есть момент, с которого субъекты становятся элементами административноправовых отношений:
— у граждан России правосубъектность возникает с момента рождения;
— у юридических лиц — с момента образования их в установленном порядке;
— у государственных и общественных (негосударственных) служащих наступает с момента зачисления их на должность.
Общим объектом регулирования адмшшстратишюправо вых норм, как н любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом — поведение субъектов. В каждом конкретном административноправовом отношении его участники осуществляют те предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объект — это то, по поводу чего возникает правоотношение.
Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административноправовых отношений, то есть это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Как и в других отраслях права, в сфере администрятив ноправового регулирования юридические факты делятся па действия и события.
Действия — юридические факты, являющиеся результатом активного волеизъявления людей (например, подача жалобы в орган исполнительной сласти, осуществление проверки и т. п.). Особой разновидностью действии ллля ются юридические формы исполнительной деятельности,
индивидуальные акты управления (приказ министра о структурных изменениях в ведомстве, постановление начальника оргапа внутренних дел о наложении штрафа и т. п.).
Действия бывают правомерными и неправомерными.
Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административноправовых норм.
Неправомерные действия, которые не соответствуют требованиям норм административного права, нарушают их. Это, прежде всего, правонарушения (деликты), влекущие за собой возникновение административноправовых отношений, содержанием которых является применение к виновному соответствующих мер юридической ответственности, предусмотренных административноправовой нормой.
События — ото явления, не зависящие от воли людей: рождение, смерть человека, наводнение, землетрясение, эпидемия, пожар и т. л. В условиях стихийных бедствий, например, действуют иные, соответствующие ситуации полномочия органов исполнительной власти, в связи с чем и возникают административноправовые отношения.