ГЛABA 3 АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА, ЕГО НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ 3.1. Механизм административноправового регулирования. Принципы административного права

| Правовой портал "Правопорядок" | ГЛABA 3 АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА, ЕГО НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ 3.1. Механизм административноправового регулирования. Принципы административного права |
ГЛABA 3 АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА, ЕГО НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ 3.1. Механизм административноправового регулирования. Принципы административного права

Механизмом административноправового регулирования является совокупность административноправовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, которые возникают по поводу правоотношений реализации исполнительной власти.
К элементам административноправового регулирования относятся:
— принципы административного права;
— нормы административного права;
— акты официального толкования норм административного права;
— акты применения норм административного права;
— административноправовые отношения.
Принципами административного права являются его основополагающие идеи, требования, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.
К числу основных принципов относятся:
1. Принцип демократизма нормотворчества и реализации права. В правотворчестве этот принцип проявляется в широком участии населения и общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избранные ими органы власти) формировании норм административного права. В реализации административного права он проявляется в степени подконтрольности, открытости правоприменительных органов гражданам, а также наличии общественного контроля.

2. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности.
3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Данный принцип говорит о том, что юридическую ответственность должна нести не только личность за нарушение норм административного права, но и государство в лице его органов и должностных лиц за нарушение (ненадлежащее исполнение) обязанностей перед личностью.
4. Принцип федерализма — это определение компетенции федеральных органов властн, органов власти субъектов Федерации в установлении совместного ведения.
5. Припцин гуманизма — юридическое признание приоритета ценностей человека, его прав и свобод как критерия оценки общественных отношений.
6. Принцип законности точная, строгая реализация требований законности, обращенных к специальным субъектам в правотворческой и правоприменительной деятельности.
7. Принцип справедливости — требование соответствия между поведением субъекта и юридическими последствиями эа его результат.
В законодательстве существует два способа закрепления принципов административного права:
вопервых, текстуальный, когда принцип непосредственно закреплен в конкретной статье закона;
вовторых, смысловой, когда принцип вытекает из анализа содержания нормативного акта.

3.2. Понятие, структура и виды административноправовых норм
Любая отрасль права состоит из определенных правовых норм. Административноправовые иормы — это нормы права, которые регулируют отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, которые возникают в процессе осуществления государственной деятельности.
Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений, устанавливают правовое положение и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность, регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти и определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.
Административноправовые нормы имеют ряд особенностей:
1) они определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;
2) определяя границы дол ясного поведения в сфере государственного управления, административноправовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих, в процессе государственноуправленческой деятельности;

3) административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административноправовые нормы;
4) с помощью административноправовых норм обеспечивается регулирование таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и другие;
5) административноправовые нормы часто устанавливаются в процессе реализации исполнительной власти.
Что касается структуры административноправовых норм, то она традициониа и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза как часть административноправовой нормы содержит указание на фактические условия реализации норм, т. е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими адмипистративноправовьге отношения.
Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в административноправовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволении или ь виде предписаний, обязанностей, а также запрета или ограничений.
Сашсция как элемент административноправовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.
Административноправовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды:
1) по конкретному содержанию общественных отношений административноправовые нормы подразделяются на:
— общие нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей);
Щ особенные нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления;
2) по предмету регулирования:
— материальные — нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, то есть фактически их административноправовой статус;
— процессуальные — нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения;
3) по предмету воздействия на субъектов административного права иормы подразделяются на:
— обязывающие — нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;
— запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий (например, запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения) или специальный характер (например, запрещение применения специальпых средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних);
— дозволительные (разрешительные) иормы, в которых выражается возможность адресата действовать н рамках установленных требований по своему усмотрению;
— стимулирующие (поощрительные) нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное но ведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и так далее);
— рекомендательные — иормы, которые носят рекомендательный характер, чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям;
4) по адресату отмечают нормы, регламентирующие:
— организацию и деятельность механизма исполнительной власти, то есть различных звеньев аппарата государственного управления;
— административноправовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
— вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
— административноправовой статус общественных объединений;
— отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;
— административноправовой статус гражданина;
5) по пределу действия нормы разделяют на три вида:
— по территориальному масштабу деятельности административно* правовые нормы подразделяются иа территориальные — действующие в границах государства, государственнотерриториальных образований (например, иормы Кодекса РФ об административных правонарушениях — общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории), а также на межтерриториальные — нормы, действующие в границах нескольких административнотерриториальных образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах);
— по действию во времени административноправовые нормы бывают: срочные, для которых определен срок действия, и бессрочные — нормы без указания срока действия, то есть до официальной отмены компетентным органом;
— по кругу лиц — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо иа всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).
И, наконец, с учетом федеративного устройства России, существуют нормы, устанавливаемые субъектами Федерации, и общефедеральные нормы.