1.4. ИСТОЧНИКИ административного права. Понятие и виды

| Правовой портал "Правопорядок" | 1.4. ИСТОЧНИКИ административного права. Понятие и виды |
1.4. ИСТОЧНИКИ административного права. Понятие и виды

Изучение и развитие любой отрасли права непосредственно приводит нас к такому понятию, как источники права.
В данном случае речь идет о способах нормативного выражения правил поведения. Природа источников или форм права обстоятельно исследована в литературе по теории права. В указанной литературе выделяются наиболее типичные источники права: правовой обычай, нормативноправовой акт, нормативные договоры, общие принципы права, судебный прецедент, идеи и доктрины, религиозные тексты , дефиниции .
Под источниками административного права в юридическом смысле понимаются формы выражения административноправовых норм, то есть те акты, в которых онн содержатся. Многообразные административноправовые отношения требуют их нормативного регулирования, именно этим обусловлено большое количество источников административного права.
Рассматривая систему нормативных актов — источников административного права, следует иметь в виду, что административное и административнопроцессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, это положение содержится в статье 72 Конституции РФ. Поэтому систему источников административного права составляют нормативноправовые акты, изданные органами государственной власти федерального уровня, а также республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов Москвы и СанктПетербурга.

Однако необходимо учитывать, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, и в случае противоречия между федеральными законами и иными актами, изданными в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это положепио законодательно закреплено в ст. 76 п. 5 Конституции РФ.
Виды источников административного права:
1. Законы Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации;
акты Федерального Собрания (федеральные конституционные законы; федеральные законы: Основы законодательства, кодексы и др.; декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания Российской Федерации).
2. Подзаконные федеральные акты:
— указы, распоряжения Президента РФ;
— постановления, распоряжения Правительства РФ;
— приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов.
3. Законы субъектов Федерации:
— конституции, уставы субъектов Федерации;
— законы.
4. Подзаконные акты субъектов Федерации:
— указы, распоряжения президентов (губернаторов);
— постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;
— приказы, постановления органов исполнительной власти специальной компетенции субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации,
5. Акты местного самоуправления.
6. Международные акты.
Наличие огромного количества административноправовых иорм обусловливает объективную необходимость их систематизации.
В практической работе по систематизации административноправовых норм сложилось три основных направления: кодификация, инкорпорация и хронологические собрания нормативных актов.
Кодификация является важнейшей формой систематизации законодательства. Однако она затруднена исключительной мобильностью административноправовых иорм и необычайно широким кругом общественных отношений, регулируемых этими нормами.
Ишсорнорацкл — объединение и расположение в систематизированном порядке норм по важнейшим институтам административного права. В истории становления административного законодательства этот способ часто использовался и приносил свои положительные результаты.
Хронологические издания. Эта форма систематизации позволяет проследить движение, развитие (дополнения, изменения) тех или нных форм, имеется возможность быстро отыскать интересующую норму.