1.3. Система административного права

| Правовой портал "Правопорядок" | 1.3. Система административного права |
1.3. Система административного права

С общетеоретических позиций система любой отрасли права представлена следующей конструкцией: отрасль права подотрасли — правовые институты — правовые нормы.
Система административного нрава это совокупность взаимосвязанных административноправовых институтов и норм.
Административноправовой институт есть совокупность относительно обособленных административноправовых норм, регулирующих качественно однородную группу управленческих отношений.
Нормы административного права традиционно подразделяются иа нормы Общей и Особенной частей. Это деление легло в основу построения административного права как учебной дисциплины.
Иной подход к определению системы административного права предлагал А.П. Коренев. По его мнению, административное право состоит из трех частей. Помимо общей н особенной, он ввел административную юрисдикцию. Эта часть должна включать правовые нормы и институты, которые определяют административную ответственность, а также производство по делам об административных правонарушениях.
Нормы административного права группируются также по правовым институтам. Например, институты государственной службы, административной ответственности. Каждый такой правовой институт может включать в себя нормы и Общей, и Особенной частн.

В Общей частн сгруппированы административноправовые иормы по наиболее основным, обобщающим проблемам, относящимся ко всей системе государственного управления.
Схема Общей части административного права может быть представлена в следующем виде:
1. Нормы н институты, закрепляющие принципы государственного управления.
2. Нормы и институты, регулирующие админястрятив иоправовой статус граждан (физических лиц).
3. Нормы, определяющие порядок организации и административноправовой статус органов исполнительной власти (государственного управления), а также иных субъектов управления.
4. Нормы, регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих.
5. Нормы, упорядочивающие адмнннстратнвноправовые статусы негосударственных организаций, их служащих и представителей.
6. Нормы, определяющие формы и методы государственного управления.
7. Нормы, регулирующие адмннистративноюрисдикци оннуго деятельность.
8. Нормы, обеспечивающие законность управления.
Административноправовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в отдельных отраслях государствеппого управления, составляют Особенную часть административного права. В свою очередь, она состоит из трех частей:
1. Управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, строительствбм и жи лищиокоммунальным хозяйством, транспортным комплексом, связью, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом).
2. Управление социальнокультурной сферой (образованием, наукой, культурой, здравоохранением, в области труда и социального развития).
3. Управление административнополитической сферой (обороной, безопасностью, внутренними делами, иностранными делами, юстицией).
Это еще раз подтверждает, «что административное право действительно является одной из самых крупных и сложных отраслей российского права. И, прежде всего, это обусловлено ее предметом, широким хсругом управленческих от иотепий.