1.2. Предмет и метод административного права

| Правовой портал "Правопорядок" | 1.2. Предмет и метод административного права |
1.2. Предмет и метод административного права

Наука административного права является составной частью юридической вауки. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права.
К предмету исследования административного права как науки следует отнести:
1) правовое положеяие граждая (физических лиц) в сфере государственного управления;
2) правовой статус органов государственного управления;
3) правовое положение негосударственных объединений в сфере управления предприятий, учреждений, орга ииоаций, юридических лиц;
4) административноправовой статус государственных и общественных служащих;
5) правовые формы и методы управления;
6) способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;
7) административный процесс и его виды;
8) системы общего, отраслевого и межотраслевого управления и регулирование управления в указанных системах нормами административного права;
9) административноюрисдикционную деятельность.
В результате исследования разрабатываются рекомендации и предложения, направленные на изменение и совершенствование административноправовых норм, которые нацелены прежде всего на повышение их эффективности.

В этом проявляется активное влияние науки административного права на дальнейшее развитие и совершенствование исполнительной деятельности, механизма государственного управления и административноправового регулирования.
Важнейшим источником науки административного права является законодательство: Конституция РФ; конституции республик в составе России; конституционные законы; законы, указы, акты органов исполнительной власти, в которых содержатся административноправовые нормы и решение тех или иных вопросов управления.
Теоретической базой административноправовых исследований служат также труды отечественных и зарубежных юристовправоведов.
Методологической основой науки административного права выступают исторический, сравнительноправовой, логический, формальноюридический и социологический методы исследования.
Наука административного права является составной частью науки управления. Последняя изучает управленческие отношения, которые носят весьма широкий характер. Наука управления исследует организационные правовые и неправовые общественные отношения в области социального управления, в то время как наука административного права изучает организационную государственную деятельность, которая носит административноправовой характер.
Любая отрасль правовой системы подразделяется на правовые институты — обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида. Для административного права в качестве примера можно назвать институты административной ответственности и административного процесса.
Отрасли российского права отличаются друг от друга, прежде всего, по предмету и методу правового регулирования. Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, которые регулируются ее нормами.
Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами административного права. Эта группа общественных отношений непосредственно связана с Государственноуправленческой деятельностью, а потому в обобщенном виде называется управленческой.
Однако, давая определение предмета административного права, необходимо обратить внимание на некоторые исключения:
Вопервых, не все управленческие отношения включаются в предмет административного права, например, отношения, складывающиеся в связи с управлением в негосударственных формированиях, частных предприятиях и т. д. В то же время иормы административного права оказывают свое воздействие и на деятельность негосударственных формирований.
Вовторых, ие все отношения с участием органов исполнительной власти включаются в предмет административного права. Например, приобретая имущество, тот или иной орган исполнительной власти фактически совершает имущественную сделку в соответствии с нормами гражданского права. Заключение подобных сделок ие входит в содержание действий по реализации исполнительной власти.
Как же иормы административного права регулируют его предмет?
1. Прежде всего, они устанавливают формы и методы государственного управления, а также способы обеспечения законность в государственном управлении.
2. Регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами.
3. Определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления.
4. В конечном итоге, регулируют управленческие отношения в административнополитической, социальнокультурной и экономической сферах.
Субъектами управленческих отношении могут быть все, кому нормы административного права предоставляют правомочия и на кого они возлагают определенные обязанности по поводу осуществления управленческих функций.
Управленческие отношения многообразны. В зависимости от особенностей их участников управленческие отношения можно разделить на отношения:
а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);
б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одном организационноправовом уровне (например, два министерства, администрации двух областей);
в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведспии) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;
г) между субъектами исполнительной власти и но находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.);
д) между субъектами исполнительной иласти и исполнительными оргапами системы местного самоуправления;
е) между субъектами исполнительной власти п негосударственными хозяйственными и социальнокультурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т. п.);
ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
а) между субъектами исполнительной власти и гражданами.
Из всего этого многообразия следует, что во всех названных видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной исполнительный орган. Без них управленческие отношения в административноправовом смысле возникать не могут, ибо только они в состоянии в юридической форме выражать волю и интересы государства, а также реа лнзовывать государственную власть.
Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от конкретных целей их возникновения на две группы:
1) внутренние (или внутриорганизациониые» внутрисистемные, внутри аппаратные). Это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п.;
2) внешние, то есть связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).
Если предмет административного права позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования.
Метод административного права — совокупность приемов.и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения.
Любая отрасль российского права использует в качество средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.
Предписания — возложение прямой юридической обязанности совершать то или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запреты фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему ус мотренню.
Иначе говоря, методы правового регулирования — это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.
К методам правового регулирования, характерным для административного права, относятся:
1. Метод власти подчинения, нлн метод прямого распорядительства — отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому.
2. Метод рекомендации — рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления.
3. Метод согласования — регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении.
4. Метод равенства — субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора.
Особенности административноправового регулирования управленческих общественных отношений, вытекающие из сущности государственноуправленческой деятельности и предмета административного права:
1) для механизма административноправового регулирования наиболее характерны прямые средства распорядительного типа, то есть предписания. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне;
2) административноправовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения (т. е. властеотногаения).
Суть методов административноправового регулирования управленческих отношений включает в себя:
установление определенного порядка действий;
— предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные административноправовой нормой п условиях, определенных данной нормой; предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административноправовой нормой вариантов должного поведения;
— запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических свойств воздействия.