§ 1. Понятие и основные черты правовых актов управления

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие и основные черты правовых актов управления |
§ 1. Понятие и основные черты правовых актов управления

Издание правовых актов управления является основной правовой формой государственно-управленческой деятельности.
Выделяются признаки (основные черты) правового акта управления, а именно, правовой акт управления:
1) одностороннее волеизъявление субъекта управления;
2) юридическо-властное волеизъявление уполномоченного субъекта, содержащее юридически властное предписание субъекта управления, обязательное для исполнения;
3) издается только уполномочным на то субъектом, определенным административно-правовыми нормами;
4) создает юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений путем определения правил должного поведения объектов управления в сфере государственного управления;
5) носит подзаконный характер и соответственно не должен противоречить нормам права, имеющим высшую юридическую силу;
6) создается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур);
7) может быть в установленном законом порядке обжалован или опротестован;

8) вызывает юридические последствия (как правило, в виде наступления юридической ответственности) в случае невыполнения содержащихся в нем предписаний;
9) выражается, как правило, в письменной форме, но возможно его выражение в устной форме или путем конклюдентных действий.
С учетом перечисленных признаков правового акта управления можно сформулировать его определение. Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственного управления.
Правовые акты управления могут регламентировать не только административно-правовые отношения, но и финансовые, земельные, некоторые трудовые и т. д. Правовые акты управления следует отличать от актов судебных органов. Акты судебных органов носят юрисдикционный характер (уполномочены решать правовые споры или дела о правонарушениях). Для правовых актов управления юрисдикционность не характерна. Кроме того, акты судебных органов могут изменять или отменять правовые акты управления.