§ 1. Президент РФ в системе государственной власти

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Президент РФ в системе государственной власти |
§ 1. Президент РФ в системе государственной власти

Ученые-юристы выделяют три основных вида такой формы государственного правления, как республика: президентская, парламентарная и социалистическая. С определением в 1991 г. Российской Федерации как самостоятельного независимого государства возник вопрос о форме государственного правления. Предпочтение было отдано президентской республике.
Итак, институт президентства в РФ возник 24 апреля 1991 г. с момента принятия Закона РФ «О Президенте РСФСР». С принятием Конституции РФ в 1993 г. Россия была конституционно закреплена как президентская республика. Вместе с тем был несколько изменен и правовой статус Президента РФ. Сегодня правовое положение Президента РФ закреплено главой 4 (ст. 80 — 93) Конституции РФ.
В соответствии со ст. 81 Конституции РФ Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть гражданин РФ не моложе 35 лет (верхний предел возраста Конституцией не указывается, в отличие от Закона РФ «О Президенте РСФСР», который ограничивал возраст Президента 65 годами), постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента свыше двух сроков подряд.

Для исследования административно-правового статуса Президента РФ необходимо определить его место в системе государственной власти. До принятия Конституции РФ 1993 г. Президент РФ являлся высшим должностным лицом республики, главой исполнительной власти. Понятие «высшее должностное лицо республики» подразумевало такие полномочия Президента, как представление РФ внутри Федерации и вовне, награждение государственными наградами и т. д. Но главной функцией Президента РФ как высшего должностного лица, можем предположить, являлась обязанность обеспечения делового сотрудничества законодательной, исполнительной и судебной властей, обеспечение целостности и суверенитета России, мира, согласия и демократического режима. Для осуществления перечисленных функций статуса главы исполнительной власти было явно недостаточно. Именно поэтому Конституция РФ 1993 г. провозгласила Президента РФ главой государства (ст. 80).
Естественно, правовое положение Президента РФ как главы государства подразумевает наличие у него полномочий в сфере каждой из трех ветвей государственной власти.
В сфере законодательной власти Президент: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы (ст. 84) и т. д.
В сфере судебной власти: а) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов (ст. 83); б) осуществляет помилование (ст. 89) и т. д.
Наиболее широкие полномочия Президента РФ остались в сфере исполнительной власти: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (хотя данное согласие и не имеет принципиального значения, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 111 «после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы»); б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; в) принимает решение об отставке Правительства РФ; г) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; д) утверждает военную доктрину РФ; е) формирует Администрацию Президента РФ; ж) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; з) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83) и т. д.
В связи с изложенным Ю. М. Козлов следующим образом определяет место Президента РФ в системе государственной власти: «Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти» . Данная формулировка, на наш взгляд, наиболее удачна. Вместе с тем следует иметь в виду, что слово «возвышается» подразумевает абсолютную независимость. И такая независимость Президента от исполнительной власти прослеживается, чего нельзя сказать о двух других ветвях власти: «Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения» (ст. 93 Конституции РФ).
Поскольку Президент РФ обладает самыми широкими полномочиями по отношению к исполнительной власти, то в административно-правовых отношениях он всегда будет являться субъектом управления (управляющей стороной).
Президент обслуживается специальным аппаратом – Администрацией Президента, представляющей собой федеральный орган исполнительной власти. Этот орган управления единолично возглавляет Президент РФ. Он назначает и определяет полномочия главы Администрации Президента РФ, советников и ряда других должностных лиц, занимающих ключевые посты в Администрации Президента.

Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ § 1. Понятие и основы правового статуса органа исполнительной власти
Орган в государственно-правовом понимании слова означает организованный коллектив людей, у которого есть цель; внутренняя организационная структура; система взаимосвязей. Орган государственной власти – это организованная часть государственного механизма, наделенная государственно-властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. Естественно, что эта организованная часть представляет собой, прежде всего, коллектив людей.
Орган исполнительной власти – разновидность органов государственной власти. Понятие органа исполнительной власти производно от понятия принципа разделения властей. Содержание термина «орган исполнительной власти» определяется свойствами исполнительной власти. Эта связь настолько тесная, что иногда под исполнительной властью понимают только систему органов исполнительной власти. Учитывая изложенное, можно дать определение органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти – это организованный коллектив людей, представляющий самостоятельную часть государственного аппарата и наделенный государственно-властными полномочиями по непосредственной реализации задач и функций этой (исполнительной) власти.
Орган государственной власти отличается от государственных предприятий и учреждений наличием внешних государственно-властных полномочий. Уже было отмечено, что органы исполнительной власти отличаются от других органов государственной власти тем, что они осуществляют специфическую деятельность – государственное управление. Соответственно, их государственно-властные полномочия направлены на обеспечение выполнения именно этих возложенных на них функций. Поскольку исполнительная власть реализуется только посредством государственно-управленческой деятельности, то все органы исполнительной власти одновременно являются и органами государственного управления. Этого нельзя сказать про органы государственного управления: не все органы государственного управления являются органами исполнительной власти.
Характеризуя органы исполнительной власти, нужно отметить следующее:
– Конституция РФ практически не определяет основы правового статуса и систему этих органов. Их устанавливают нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты);
– органы исполнительной власти представляют собой одну из ветвей единой государственной власти и поэтому обладают относительной самостоятельностью (организационно и функционально) по отношению к законодательной и судебной властям;
– в своем большинстве органы исполнительной власти формируются Президентом РФ, они не подотчетны и не подконтрольны законодательной власти;
– сегодня в обществе практически отсутствует действенный механизм привлечения к ответственности органов исполнительной власти за неблагоприятные последствия их деятельности (по мнению автора, это одна из основных проблем совершенствования современного административного законодательства. Решение ее видится в необходимости скорейшего принятия Закона РФ «Об административных процедурах» и в создаваемой в Российской Федерации системе административных судов).
Элементами административно-правового статуса органа исполнительной власти являются комплекс прав и обязанностей и административная правосубъектность. Чаще всего комплекс прав и обязанностей органа исполнительной власти именуют компетенцией. Термин «компетенция» происходит от латинского слова competentia, которое, в свою очередь, происходит от competo – добиваюсь, соответствую, подхожу.
В административном праве Б. М. Лазарев определяет компетенцию как систему полномочий органа государственного управления, которая включает в себя «обязанность (перед государством) и право (по отношению к управляемым объектам) выполнять определенные задачи и функции… применительно к этим объектам» . Иными словами, под компетенцией органа исполнительной власти следует понимать комплекс его прав и обязанностей. Таким образом, административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется его компетенцией и правосубъектностью.