Прежде чем рассматривать содержание административно-правового статуса граждан, необходимо уяснить его значение. Слово «статус» произошло от латинского status – состояние, положение. Отсюда правовой статус – правовое положение (т. е. положение, урегулированное нормами права), административно-правовой статус – правовое положение в сфере государственного управления или положение, урегулированное нормами только административного права.
Правовое положение граждан в сфере государственного управления – часть их общего правового статуса. В силу этого обстоятельства понимание административно-правового статуса граждан должно быть основано на раскрытии понятия правового статуса вообще. Юридическое закрепление правового положения (статуса) личности есть отражение отношений между человеком и государством. Именно эти отношения и определяют роль и место личности в правовой системе общества.
Основным элементом правового статуса граждан является комплекс их прав и обязанностей, закрепленный нормами права . К другим элементам правового статуса ученые относят также гражданство, юридическую ответственность, правоспособность и дееспособность.
«Гражданин является субъектом государственного управления, и нормы права закрепляют его специфический статус в данной области, основанный на общем статусе, но во многих чертах отличающийся от него, прежде всего, большей конкретностью.
Правовой статус граждан в государственном управлении – это конкретизация общего правового статуса граждан применительно к особенностям (задачам, целям, условиям) государственного управления как одного из видов государственной деятельности» , – обоснованно отмечает В. И. Новоселов.
Административно-правовой статус гражданина характеризуется наличием тех же элементов, которые определяют его общий правовой статус в обществе. Исходя из специфики деятельности органов исполнительной власти, лишь гражданство как элемент административно-правового статуса не имеет принципиального значения, поскольку нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере организации и деятельности исполнительной власти, обычно распространяется на всех лиц: граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ. Законодатель, оперируя термином «граждане», имеет в виду обычно все названные группы.
Перед рассмотрением непосредственно содержания административно-правового статуса граждан необходимо более подробно поговорить о его элементах. Итак, следует выделить два основных элемента: 1) комплекс прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления; 2) наличие административной правоспособности и административной дееспособности.
Комплекс прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления определяется разнообразными по юридической силе нормативными актами: а) международными правовыми актами, ратифицированными РФ; б) Конституцией РФ; в) Законами РФ; г) всевозможными подзаконными актами.
По мнению В. И. Новоселова, «в состав правового статуса входит также еще один особый элемент: права-обязанности. Дело в том, что среди правовых категорий имеется одна специфическая категория – права, являющиеся в то же время обязанностями (право на труд и обязанность трудиться; право на образование и обязанность получить установленный минимум образования; право получить паспорт и обязанность иметь паспорт и т.д.)» . На наш взгляд, нельзя согласиться с указанным мнением. Следует различать разные по объему действия. Конституционной обязанностью являлось получение основного общего образования. Получение среднего профессионального и высшего образования было конституционным правом и т. д. Равные же по объему действия не могут быть одновременно правом и обязанностью лица, поскольку эти понятия взаимоисключающие.
Административная правоспособность гражданина – это признаваемая за ним государством возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера.
Административная правоспособность возникает с момента рождения. Однако в момент рождения она еще не полная и не у всех равная. Она может отличаться в зависимости от пола, состояния здоровья. С достижением определенного возраста, получением образования и т. д. она развивается и изменяется. Так, Президентом РФ можно стать, лишь достигнув 35-летнего возраста, являться носителем права на поступление в ряд учебных заведений можно лишь до 30 лет и т. д. Административную правоспособность нельзя изменить по собственному желанию. Ее объем устанавливается и изменяется лишь государством. Административное законодательство предусматривает возможность полного или временного лишения некоторых прав.
Условием реализации административной правоспособности является наличие у гражданина административной дееспособности. Административная дееспособность гражданина – признаваемая за ним государством способность своими действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные на него обязанности административно-правового характера.
Административная дееспособность граждан РФ возникает позже административной правоспособности, но конкретный возраст ее наступления не установлен. В ряде случаев она наступает уже с шестилетнего возраста (ответственность школьников). Так же, как и административная правоспособность, административная дееспособность развивается и изменяется. Как правило, полная дееспособность наступает с 18-летнего возраста (административная деликтоспособность – с 16-ти лет). В соответствии с законом некоторые граждане могут быть признаны полностью или частично недееспособными.
На основе правоспособности дееспособные граждане реализуют свои субъективные права, выполняют свои обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.
Что касается такого элемента правового статуса, как гражданство, то он полностью охватывается первым элементом – комплексом прав и обязанностей (поскольку гражданство, как было отмечено, это не что иное, как устойчивая правовая связь человека с обществом, осуществляемая через взаимные права и обязанности).
Любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих юридических обязанностей, а следовательно, ее роль – гарантировать выполнение субъектами права своих юридических обязанностей. Отсюда вытекает, что юридическая ответственность является составной частью такого элемента, как юридические гарантии прав и обязанностей граждан.