ВОПРОС 50. Способы обеспечения законности в государственном управлении

| Правовой портал "Правопорядок" | ВОПРОС 50. Способы обеспечения законности в государственном управлении |
ВОПРОС 50. Способы обеспечения законности в государственном управлении

1. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении предусматривает деятельность соответствующих государственных структур, направленную:
• на недопущение органами исполнительной власти нарушений требований и предписаний, установленных действующими законами и подзаконными актами;
• оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение;
• установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти;
• привлечение к ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;
• разработку и принятие мер, обеспечивающих устранение причин и условий нарушений законности.
2. Сущность контроля:
• наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;
• получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;
• принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
• выявление причин и условий, способствующих правонарушению;
• принятие мер по привлечению к ответственности виновных лиц.

В зависимости от содержания государственный контроль подразделяется: I на общий (охватывает всю деятельность подконтрольных объектов);
• специальный (осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта).
Контроль может быть внешним (осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства) и внутренним (проверка проводится собственными силами министерства, ведомства, учреждения).
В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов различают:
• контроль, осуществляемый органами представительной власти;
• контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (общей, межотраслевой и внутриведомственной компетенции).
3. Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Деятельность поднадзорного объекта оценивается с точки зрения законности, но не целесообразности. При надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного недопустимо.
Основные признаки надзора:
• органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;
• в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воз действия в отношении виновных лиц;
• органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности подконтрольных объектов.
Виды надзора: административный и прокурорский.
Административный надзор — специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. Различают две организационные формы надзора в сфере управления:
• надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, на основе поступивших заявлений, жалоб, дел;
• надзор, который осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является главной или важнейшей (например, система государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, Государственный антимонопольный комитет и др.).
Предмет прокурорского надзора:
• соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.