ВОПРОС 47. Понятие и виды административного принуждения

| Правовой портал "Правопорядок" | ВОПРОС 47. Понятие и виды административного принуждения |
ВОПРОС 47. Понятие и виды административного принуждения

1. Административное принуждение используется как средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, выполняет карательную функцию. Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.
Административному принуждению присущи следующие признаки:
• применяется на основе закона. Нормами права регулируется, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться. Четкая регламентация принудительных мер необходима для соблюдения принципов неприкосновенности личности, жилища и личной собственности граждан;
• осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;
• персонифицировано, т. е. применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы;
• внесудебный порядок применения. Использование административно-принудительных мер отнесено к компетенции соответствующих исполнительных органов (должностных лиц), которые непосредственно реализуют их без обращения в суд. Однако в соответствии с российским законодательством отдельные меры административного принуждения используются народными судами — это относится к случаям наложения наиболее строгих административных наказаний за совершение административных правонарушений;

• применяется в целях обеспечения административно-правовых норм, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (правила безопасности дорожного движения, обеспечения санитарной бе зопасности).
Административное принуждение применяют:
• исполнительные органы, уполномоченные на осуществление правоох ранительных функций в сфере государственного управления (органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы);
• исполнительные органы, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти (например, федеральный антимонопольный орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий).
2. По целевому назначению меры административного принуждения подразделяются:
• на административно-предупредительные меры. Меры административного предупреждения используются в целях предупреждения правонарушения в сфере государственного управления, предотвращения обстоятельств, угрожающих общественной безопасности;
• административно-пресекательные меры — способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно опасных последствий;
• меры административной ответственности (административные наказания). Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
По субъекту принуждения различают:
• государственно-правовое принуждение;
• общественно-правовое принуждение.