ВОПРОС 41. Понятие и виды актов исполнительной власти

| Правовой портал "Правопорядок" | ВОПРОС 41. Понятие и виды актов исполнительной власти |
ВОПРОС 41. Понятие и виды актов исполнительной власти

1. Правовые акты исполнительной власти — вид подзаконных, официальных юридических актов:
• принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности;
• оформленных в соответствии с нормами права;
• содержащих односторонние властные волеизъявления;
• влекущих юридические последствия.
2. По юридическому содержанию акты, исполнительной власти делятся:
• на нормативные акты, устанавливающие, изменяющие, отменяющие юридические нормы. Они не обращаются к конкретным лицам. К ним относятся акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские). межведомственные акты, внутриведомственные (в т. ч. локальные);
• индивидуальные акты — решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам;
• общие акты, содержащие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, призыве на службу и т. д.) либо общие требования («повысить», «усилить» и пр.);

• смешанные (акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения либо даже и общие требования).
В зависимости от субъектов, принявших акты исполнительной власти, они делятся:
• на акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления и другие акты центральных органов Российской Федерации; акты территориальных федеральных органов; постановления и другие акты мэров, губернаторов; акты органов исполнительной власти субъектов Федерации; приказы и другие акты руководителей местных государственных органов);
• акты субъектов власти, не находящихся в системе аппарата исполнительной власти (постановления судей по делам об административных правонарушениях; приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющие внутриаппаратное значение, акты Центрального банка РФ);
• акты общественных организаций, которым делегированы государством властные полномочия.
По форме выражения различают акты:
• письменные (являются разновидностью служебных документов);
• устные (используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности);
• конклюдентные — выраженные в знаках, световых и звуковых сигналах (например, жесты работника милиции, регулирующего уличное движение).
Исходя из функциональной роли акты исполнительной власти бывают:
• плановыми;
• методическими;
• кадровыми;
• финансовыми; .
• учетными и т. д..
Б зависимости от даты начала действия акты делятся на вступающие в силу:
немедленно, с даты подписания, принятия;
с даты, указанной в акте;
с даты, указанной в другом акте;
после государственной регистрации и официального опубликования.
По степени сложности различают:
простые (рутинные);
сложные;
уникальные акты.
В зависимости от объема полномочий субъекта власти акты делятся:
на дискреционные (принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица);
принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких указанных в норме права вариантов;
принимаемые при отсутствии выбора.
В зависимости от порядка принятия административные акты подразделяются:
на коллегиальные (принимаемые большинством от общего числа коллегиального органа);
единоличные акты.